Отопление закрытого типа в частном доме

5 Автоматические устройства

Автоматические приспособления по конфигурации бывают вертикальные и горизонтальные. Производительность различается, так что автоматикой можно оснащать трубопроводы центрального отопления. Её устанавливают во всех местах, где есть высокая вероятность возникновения воздушных пузырей. В отопительных системах, обогревающих частные дома, автоматика тоже зарекомендовала себя хорошо.

При выборе такого решения нужно следить за чистотой и качеством жидкости, циркулирующей по трубам. Поскольку в центральных отопительных системах с этим сложно, целесообразнее применять автоматические устройства в комплексе с другими приспособлениями. В таких случаях совокупность элементов образует многоступенчатую систему стравливания воздуха. В неё входят:

  • краны Маевского, установленные на стояках, бойлерах и радиаторах;
  • воздухоотводчики автоматического типа на разных участках теплоцентрали.

Можно ли выгнать воздух из системы отопления с насосом без кранов

Когда система спроектирована с нарушением технологии, в ней могут отсутствовать точки сброса. В этом случае избавиться от завоздушивания будет сложно. Наиболее простой способ стравить газ — ослабить резьбовые соединения в местах его скопления. Когда лишний воздух выйдет, крепеж закручивают с использованием новых герметизирующих материалов.

Если в зоне образования воздушной пробки нет резьбовых соединений, потребуется в трубопроводе сделать отверстие диаметром 3-4 мм. Последовательность спуска воздуха:

  1. По шуму определяют нахождение воздушной пробки.
  2. Подбирают хомут, имеющий диаметр, равный трубопроводу, в котором наблюдается скопление газа. Желательно использовать специальную врезку для установки запорного крана.
  3. Сверлят отверстие, дожидаются выхода воздуха. При необходимости систему подпитывают водой.
  4. Когда появится жидкость, устанавливают хомут.

Использование врезки с краном позволит периодически стравливать воздух до полного его выхода из закрытого контура. Если установить глухой хомут, для выполнения процедуры потребуется ослабление его крепежа.

1 Виды конструкций

Контур отопления — это совокупность элементов, предназначенных для обогревания жилища путём передачи тепла воздуху. Наиболее распространённым видом отопления является система, использующая в качестве источника нагрева котлы или бойлеры, подключённые к водопроводу. Вода, проходя через нагреватель, достигает определённой температуры, а после направляется в отопительный контур.

В системах с теплоносителем, в качестве которого используется вода, циркуляция может быть организована двумя путями:

  • естественным;
  • принудительным.

В качестве источника тепла, служащего для нагревания воды, используются котлы (бойлеры). Их принцип действия основан на превращении определённого для них рода энергии в тепло с последующей его передачей теплоносителю. По типу источника нагрева котельное оборудование бывает газовым, твердотопливным, электрическим или мазутным.

По типу соединения элементов контура система отопления может быть однотрубной или двухтрубной. Если все приборы контура включены относительно друг друга последовательно, то есть теплоноситель проходит по порядку все элементы и возвращается в котёл, то такая система называется однотрубной. Её существенным недостатком является неравномерность прогрева. Это связано с тем, что на каждом элементе происходит потеря какого-то количества тепла, поэтому разница температур котла может быть существенной.

Система двухтрубного типа подразумевает параллельное подключение радиаторов к стояку. К недостаткам такого подключения относят осложнение конструкции и увеличенный в два раза расход материала по сравнению с однотрубной системой. Но построение контура обогрева для больших многоэтажных помещений выполняется только таким соединением.

Замена воды на антифриз

Если в системе уже использовалась вода, а Вы хотите перейти на антифриз, то следует учитывать два обстоятельства.

Во-вторых. полностью удалить воду из системы отопления не удается никогда. Часть воды остается. Если залить просто подготовленный разведенный антифриз, то его концентрация будет недостаточной для надежной защиты от замерзания. Таким образом, нужно применять концентрат. Я обычно смешиваю концентрат с разведенным антифризом в соотношении 1:1. После заполнения системы нужно запустить циркуляционный насос (для системы с принудительной циркуляцией) или включить котел (для системы с естественной циркуляцией), чтобы теплоноситель хорошенько перемешался. Потом нужно отлить немного теплоносителя и измерить его плотность. Для измерения плотности есть прибор, который продается в большинстве автомагазинов. Этот прибор применяется для подготовки к зиме автомобиля (проверки свойств антифриза в системе охлаждения двигателя), но отлично подойдет и для наших целей. Если прибор показывает температуру замерзания ниже, чем нужно, например -50 градусов, ничего страшного, но если температура выше, чем нам нужно, то придется слить часть теплоносителя и заменить его концентратом. Слитый теплоноситель нужно утилизировать аккуратно, он ядовит, его не стоит выливать в септики и канавы.

Еще хочу обратить Ваше внимание на то, что разные антифризы могут быть несовместимы друг с другом. Бытует мнение, что нельзя смешивать красный состав с составом другого цвета. Это так, но на самом деле есть и другие нежелательные сочетания

Добавки разных марок могут реагировать друг с другом или просто снижать эффективность друг друга. К сожалению, производители не сообщают, с какими другими антифризами можно смешивать их продукт. Мой совет — выберите одну марку и используйте ее. Если же все таки появилась необходимость смешать, то смешивайте жидкости одного цвета и перед заливкой, отлейте немного теплоносителя из системы отопления, смешайте ее в банке с новым составом и посмотрите, не выпадет ли осадок, не помутнеет ли жидкость, не потеряет ли однородность

Это так, но на самом деле есть и другие нежелательные сочетания. Добавки разных марок могут реагировать друг с другом или просто снижать эффективность друг друга. К сожалению, производители не сообщают, с какими другими антифризами можно смешивать их продукт. Мой совет — выберите одну марку и используйте ее. Если же все таки появилась необходимость смешать, то смешивайте жидкости одного цвета и перед заливкой, отлейте немного теплоносителя из системы отопления, смешайте ее в банке с новым составом и посмотрите, не выпадет ли осадок, не помутнеет ли жидкость, не потеряет ли однородность.

Когда выполняется заполнение теплоносителем

Известны всего две ситуации, требующие выполнения данной технологической операции:

  • запуск отопления в эксплуатацию (в начале отопительного сезона);
  • повторный пуск после проведения ремонтных работ.

Обычно воду-теплоноситель сливают поздней весной по двум причинам:

  1. Вода неизбежно загрязняется продуктами коррозии (внутри радиаторов, металлопластиковые и полипропиленовые трубы ей не подвержены). Оставив старую воду на новый сезон, рискуете сломать циркуляционный насос твердыми загрязнениями.
  2. Незапущенные залитые системы загородных домов могут «разморозиться» при внезапном похолодании – такие случаи нередки.В этом смысле предпочтителен теплоноситель-антифриз. Качественный состав обладает высокими антикоррозионными свойствами, повышающими «межсливной» интервал до 5-6 лет. Известны случаи бесперебойной работы отопления на одном и том же объеме антифриза 15-17 лет. Низкокачественный антифриз рекомендуется сливать через 2-3 года.

Закачка антифриза в систему отопления.

Куда ставить

Устанавливать циркуляционный насос рекомендуют после котла, до первого ответвления, а вот на подающем или обратном трубопроводе — все равно. Современные агрегаты делают из материалов, которые нормально переносят температуры до 100-115°C. Мало найдется систем отопления, которые работают с более горячим теплоносителем, потому соображения более «комфортной» температуры несостоятельны, но если вам так спокойнее, ставьте в обратке.

Можно ставить в обратном или прямом трубопроводе после/перед котлом до первого ответвления

Нет разницы и по гидравлике — котлу, да и остальной системе, абсолютно все равно, в подающей или обратной ветке стоит насос. Что имеет значение — это правильность установки, в смысле обвязки, и правильная ориентация ротора в пространстве

Остальное неважно

По месту установки есть один важный момент. Если в системе отопления две отдельные ветки — на правое и левое крыло дома или на первый и второй этаж — имеет смысл на каждой поставить отдельный агрегат, а не один общий — непосредственно после котла. Причем на этих ветках сохраняется то же правило: сразу после котла, до первого разветвления в этом отопительном контуре. Это даст возможность задавать требуемый тепловой режим в каждой из частей дома независимо от другого а также в двухэтажных домах экономить на отоплении. Как? За счет того, что на втором этаже обычно значительно теплее, чем на первом и там требуется намного меньше тепла. При наличии двух насосов в ветке, которая идет наверх, скорость движения теплоносителя задается намного меньше, а это позволяет сжигать меньше топлива, причем без ущерба для комфортности проживания.

Есть два типа систем отопления — с принудительной и естественной циркуляцией. Системы с принудительной циркуляцией работать без насоса не могут, с естественной — работают, но в таком режиме имеют более низкую теплоотдачу. Тем не менее, меньшее количество тепла, это все-таки намного лучше, чем его полное отсутствие, потому в местностях, где электричество отключают часто, проектируют систему как гидравлическую (с естественной циркуляцией), а затем в нее врезают насос. Это дает высокую эффективность и надежность отопления. Понятное дело, что установка циркуляционного насоса в этих системах имеет отличия.

Все системы отопления с теплым полом принудительные — без насоса через такие большие контура теплоноситель не пройдет

Принудительная циркуляция

Так как система отопления с принудительной циркуляцией без насоса неработоспособна, его устанавливают прямо в разрыв подающей или обратной трубы (по вашему выбору).

Большинство проблем с циркуляционным насосом возникают из-за наличия в теплоносителе механических примесей (песка, других абразивных частиц). Они способны заклинить крыльчатку и остановить мотор. Потому перед агрегатом обязательно ставят сетчатый фильтр-грязевик.

Установка циркуляционного насоса в систему с принудительной циркуляцией

Также желательно с двух сторон установка шаровых кранов. Они дадут возможность заменить или отремонтировать устройство без слива теплоносителя из системы. Перекрываете краны, снимаете агрегат. Сливается только та часть воды, которая была непосредственно в этом куске системы.

Естественная циркуляция

Обвязка циркуляционного насоса в гравитационных системах имеет одно существенное отличие — необходим байпас. Это перемычка, которая делает систему работоспособной при неработающем насосе. На байпасе ставят один шаровый отсечной кран, который закрыт, все время, пока работает перекачка. В таком режиме система работает как принудительная.

Схема установки циркуляционного насоса в системе с естественной циркуляцией

Когда пропадает электричество или агрегат выходит из строя, кран на перемычке открывают, кран, ведущий на насос, перекрывают, система работает как гравитационная.

Особенности монтажа

Есть один важный момент, без которого установка циркуляционного насоса будет требовать переделки: требуется разворачивать ротор так, чтобы он был направлен горизонтально. Второй момент — направление потока. На корпусе есть стрелка, указывающая в какую сторону должен течь теплоноситель. Вот так и разворачивайте агрегат, чтобы направление движения теплоносителя было «по стрелке».

Сам насос может быть установлен как горизонтально, так и вертикально, только при подборе модели смотрите, чтобы он мог работать в обоих положениях. И еще один момент: при вертикальном расположении мощность (создаваемый напор) падает примерно на 30%. Это надо учитывать при выборе модели.

Защита системы от воздуха

Теоретически в закрытую систему отопления воздух не должен поступать, но по факту он там все-таки присутствует. Скопление его наблюдается в то время, когда трубы и батареи заполняют водой. Второй причиной может быть разгерметизация стыков.

В результате появления воздушных пробок, теплоотдача системы снижается. Для борьбы с этим явлением в систему включают специальные клапаны и краны для спуска воздуха.

Если в системе не накапливается воздух, поплавок воздухоотводчика блокирует выпускной клапан. Когда в поплавковой камере накапливается воздушная пробка, поплавок прекращает держать выпускной клапан, благодаря чему воздух выходит за пределы устройства

  1. Подавать воду с нижней точки в верхнюю. Для этого следует проложить трубы так, чтобы вода и выделяющийся воздух двигались в одном направлении.
  2. Оставить в открытом положении краны для отвода воздуха и в закрытом краны для спуска воды . Таким образом, при постепенном подъеме теплоносителя, воздух будет уходить через незамкнутые воздухоотводчики.
  3. Закрыть воздухоотводящий кран, как только через него начнет бежать вода. Процесс плавно продолжать до полного заполнения контура теплоносителем.
  4. Запустить насос.

Если в отопительном контуре алюминиевые радиаторы, то на каждом воздухоотводчики нужны обязательно. Алюминий, контактируя с теплоносителем, провоцирует химическую реакцию, сопровождающуюся выделением кислорода. В частично биметаллических радиаторах проблема та же, но воздуха образуется значительно меньше.

Автоматический воздухоотводчик устанавливают в верхней точке. Объясняется это требование тем, что воздушные пузырьки в жидких веществах всегда устремляются по трубе вверх, где их и собирает устройство для отвода воздуха

В радиаторах на все 100% биметаллических теплоноситель с алюминием не контактируют, но профессионалы настаивают на присутствии воздухоотвода и в этом случае. Специфическую конструкцию панельных радиаторов из стали уже в процессе производства комплектуют клапанами для спуска воздуха.

На старых чугунных радиаторах воздух удаляют при помощи шарового крана, другие приспособления здесь малоэффективны.

В корпусе этого прибора имеется полипропиленовый поплавок, соединенный через коромысло с золотником. По мере заполнения поплавковой камеры воздухом, поплавок опускается, а достигнув нижнего положения открывает клапан, через который воздух уходит.

В освобожденный от газа объем, поступает вода, поплавок устремляется вверх и закрывает золотник. Чтобы внутрь последнего не попадал мусор, его накрывают защитным колпачком.

Корпус как ручного, так и автоматического воздухоотводчика изготовлен из качественного материала, не поддающегося коррозии. Чтобы удалить воздушную пробку конус поворачивают против часового хода, выпускают воздух до тех пор, пока не прекратится шипение

Есть модификации, где этот процесс проходит по-другому, но принцип тот же: поплавок в нижнем положении — происходит выпуск газа; поплавок поднят — клапан закрыт, воздух накапливается. Цикл повторяется автоматически и присутствия человека не требует.

Заполнение отопительного контура теплоносителем

Чтобы отопительная система работала правильно, ее следует промывать, а затем заново заполнять водой. Нередко именно на этом этапе в контур просачивается воздух. Это происходит из-за неправильных действий во время заполнения контура. В частности, воздух может быть захвачен слишком стремительным потоком воды, как упоминалось ранее.

Схема расширительного бака открытого отопительного контура позволяет составить представление о порядке заполнения такой системы теплоносителем после промывки

Кроме того, правильное заполнение контура способствует также более быстрому удалению той части воздушных масс, которые растворены в теплоносителе. Для начала имеет смысл рассмотреть пример заполнения открытой отопительной системы, в самой верхней точке которой расположен расширительный бак.

Заполнять теплоносителем такой контур следует, начиная с самой нижней его части. Для этих целей внизу в систему вмонтирован запорный кран, через который осуществляется подача водопроводной воды в систему.

В правильно устроенном расширительном баке имеется специальный патрубок, который защищает его от перелива.

На этот патрубок следует надеть шланг такой длины, чтобы его второй конец был выведен на участок и находился вне дома. Перед началом заполнения системы следует позаботиться об отопительном котле. Его на это время рекомендуется отключить от системы, чтобы не сработали защитные модули этого агрегата.

После того, как эти подготовительные мероприятия выполнены, можно начинать заполнение контура. Кран в нижней части контура, через который поступает водопроводная вода, открывают таким образом, чтобы вода заполняла трубы очень медленно.

Рекомендуемая скорость потока при заполнении должна быть примерно в три раза меньше, чем максимально возможная. Это значит, что кран следует отвернуть не полностью, а только на одну треть просвета трубы

Медленное заполнение продолжают до тех пор, пока вода не потечет через шланг перелива, выведенный наружу. После этого водопроводный кран следует закрыть. Теперь следует пройти по всей системе и на каждом радиаторе открыть кран Маевского, чтобы спустить воздух.

Затем можно снова подключить к отопительной системе котел. Эти краны также рекомендуется открывать очень медленно. В ходе заполнения котла теплоносителем можно услышать шипение, которое издает защитный клапан сброса воздуха.

Это нормальное явление. После этого в систему снова нужно долить воды все в таком же медленном темпе. Расширительный бак должен быть заполнен примерно на 60-70%.

После этого необходимо выполнить проверку работы отопительной системы. Котел включают и прогревают отопительную систему. Затем радиаторы и трубы исследуют, чтобы выявить места, где нагрев отсутствует или является недостаточным.

Недостаточный прогрев свидетельствует о наличии воздуха в батареях отопления, нужно снова провести его стравливание через краны Маевского. Если процедура заполнения отопительного контура теплоносителем прошла успешно, не стоит расслабляться.

Еще как минимум неделю работу системы следует внимательно контролировать, следить за уровнем воды в расширительном баке, а также проверять состояние труб и радиаторов. Это позволит оперативно устранить возникшие проблемы.

Подобным же образом осуществляют заполнение теплоносителем систем закрытого типа. Воду в систему тоже следует подавать с небольшой скоростью через специальный кран.

Выполнить заполнение отопительной системы закрытого типа рабочей жидкостью (теплоносителем) можно своими силами

Важно для этого вооружиться манометром. Но в таких системах важным моментом является контроль за давлением

Когда оно достигнет уровня в два бара, следует выключить воду и спустить воздух из всех радиаторов через краны Маевского. При этом давление в системе начнет понижаться. Нужно понемногу добавлять теплоноситель в контур, чтобы поддерживать давление на уровне двух бар

Но в таких системах важным моментом является контроль за давлением. Когда оно достигнет уровня в два бара, следует выключить воду и спустить воздух из всех радиаторов через краны Маевского. При этом давление в системе начнет понижаться. Нужно понемногу добавлять теплоноситель в контур, чтобы поддерживать давление на уровне двух бар.

Выполнять обе эти операции в одиночку затруднительно. Поэтому рекомендуется заполнение закрытого контура выполнять вместе с помощником. Пока один спускает воздух из радиаторов, его напарник контролирует уровень давления в системе и сразу же корректирует его. Совместная работа повысит качество выполнения этого типа работ и сократит их сроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector