Витражные окна: стильные решения для вашего дома

Подбор стекла

Подбор стекол можно сравнить с выбором живописцем палитры. На данном этапе определяется, каким изделие будет в цвете, и эту задачу также решает художник. Мастера витражной студии «Стеклосфера» работают со стеклом от лучших производителей Европы и Америки. Цветовой и фактурный ряд материала так широк, что художник практически ничем не ограничен: он может подобрать самые тонкие оттенки и самые невообразимые фактуры.

Подбор стекла – процесс, требующий от художника хорошей ориентации в материалах, особого цветовидения и знания световых эффектов. Если в одном проекте для придания легкости и воздушности будет уместно активное использование прозрачных элементов, то в другом найдут применение глухие стекла, минимально пропускающие свет. Стоит отметить, что высшим пилотажем будет сочетание в одном изделии разнородных по фактуре и прозрачности элементов, такая работа требует особого мастерства.

Об эскизах и ножницах

Основа любого витража – поэлементный эскиз. Эскизы витражей выполняются всегда в двух экземплярах. Если они сделаны на компьютере и распечатаны, проблем нет: распечатки абсолютно идентичны.

Однако для большого панно эскиз приходится рисовать вручную, а затем копировать на светокопировальном станке. Несмотря на столь серьезное название, простейший светокопировальный станок – просто лист стекла (который потом сгодится на основу), уложенный на два стула, и лампочка под ним.

Чтобы сделать витраж без ошибок, нужно твердо помнить: сборку ведут по ПЕРВИЧНОМУ, самому точному, эскизу, а копия с него пойдет на шаблоны. Иначе нестыковки неизбежны, а подгонка фрагментов по ходу дела усложняет и портит работу.

Ножницы нужны не простые, а специальные шаблонные, с тремя лезвиями. Третье вырезает полоску шириной 1,76 мм. Перед порезкой вторичный эскиз наклеивают на лист тонкого, но плотного картона (идеальный случай – электрокартон 0,5 мм) и режут уже бумажно-картонную слойку. Иначе при изготовлении фрагментов очень трудно будет обвести контур по мягкой бумаге.

При поклейке будьте внимательны – размокшая от любого клея бумага тянется при разглаживании, а клеить нужно по всей плоскости. Каждый готовый шаблон выверяется по первичному эскизу. Кстати, кусочки обоих эскизов еще до порезки нужно единообразно пронумеровать.

Примечания

  1. Волобаева Т. В. Витражи в псевдоготических сооружениях 1820-1840-х гг. (рус.) // Петербургские чтения — 95. : Материалы научной конференции 22-26 мая 1995 года / Составители: Ю. В. Кривошеев, С. В. Семенцов, Н. Ю. Медведева. — Санкт-Петербург, 1995. — С. 113.
  2. Раскин А. Г., Архипов Н. И. Город Петродворец. / Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985. С.450.
  3. Бутиков Г. П. Государственный музей «Исаакиевский собор». СПб., 1993. С.60-62.
  4. Княжицкая Т. В. Витражи в петербургском культовом зодчестве XIX — начала XX века: древние традиции в городе нового времени // Краеведческие записки. Исследования и материалы. : Сборник / Составители: Б. М. Матвеев, В. А. Фролов.. — СПб: «Акрополь», 2001. — Вып. 8. — С. 63-77. — ISBN 5-86585-060-1.
  5. Волобаева Т. В. Витражи Императорского Стеклянного завода XIX в.. — Петербургские чтения-97. — Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997. — С. 422-425. — 712 с. — ISBN 5-86789-051-1.
  6. Волобаева Т. В. Витражи Аничкова дворца / Составитель И. Г. Локотникова. — Аничков дворец — памятник российской истории. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, 1997. — С. 16-20. — 72 с.
  7. Княжицкая Т.В., Семенова А. Б. Стекольная империя Франков // Немцы в России: российско-немецкий диалог. : Сборник статей / Отв. ред. Г. И. Смагина. — СПб: «Дмитрий Буланин», 2001. — С. 67-77. — ISBN 5-86007-294-5.

Техники изготовления

Что такое витраж. Так называют особое соединение цветных частичек стекла. Это узорные картины, которые просвечивают на свету. Их изготавливают либо на стекле, либо из него.

Чтобы картины смотрелись красочно, их нужно устанавливать так, чтобы свет проходил сквозь стекло. Применять их могут также, чтобы разделить пространство или спрятать какие-то детали от постороннего взгляда.

Чтобы изготовить стеклянное полотно, не потребуется специальных знаний, но аккуратность при выполнении работы понадобится. Главное – набить руку путем тренировок в работе со стеклом. Существуют различные виды витражей в зависимости от техники производства. Рассмотрим популярные виды технологий.

Классическая

Классический витраж – это самый древний способ родом из средневековья. Его чаще всего применяли при отделке соборов, храмов и прочих культовых зданий. Если вы посетите замки или усадьбы европейских государств, вам удастся увидеть образцы в классическом стиле воочию. Сегодня появились новые материалы, инструменты, которые значительно облегчили труд мастеров.

Изготовление витражей проводится в несколько шагов:

  • рисуются эскизы;
  • создается из стального профиля узор;
  • в готовый профиль устанавливают стеклянные части и спаивают стыки;
  • готовый классический витраж расписывается.

В качестве материалов для профиля можно взять латунь, медь или свинец.

Английская или пленочная

Этот вид является самым современным и бюджетным. При его использовании основываются на тонировке стекла пленками, по контуру закрепляют металлическую кайму. Для работы берется листовое стекло, благодаря этому пленочный витраж получается легким и ровным.

Это скорее имитация, которая создается в несколько этапов:

  • изготовление эскиза рисунка;
  • нанесение на поверхность узора;
  • специальной лентой прокладывается контур для рисунка;
  • нанесение пленки на участки.

Эта техника дает возможность сделать большие размеры витражей на стекле.

Фьюзинг

Производство изделий при спекании деталей из стекла во фьюзинговой печи. Это относительно новая техника, но встречалась она еще во времена фараонов.

Изделие изготавливается в несколько шагов:

  • создание рисунка;
  • раскройка деталей из стекла по эскизу;
  • соединение заготовок;
  • спекание в печи.

В процессе обжига стекла нагревается до 900 градусов, при этом их края сплавляются в единое целое. Далее выдерживается некоторое время определенная температура и резко понижается, для этого приоткрывается крышка печи. Затем происходит остывание (отжиг) при 580 градусах, завершает все полное охлаждение. Фьюзинг помогает создавать рельефные многослойные картины.

Пескоструйная

Появилась в 19 веке. В процессе работы удаляется слой со стеклянной поверхности абразивным путем при помощи песка и сжатого воздуха. Используя шаблон, на поверхности можно получать разнообразные рисунки для дальнейшей работы.

Технология изготовления заключается в следующем:

  • подбор эскиза;
  • создание шаблона;
  • фиксация на поверхности стекла трафарета;
  • обработка пескоструем;
  • нанесение гидрофобного лака для защиты.

Расписной вариант

Этот способ самый популярный в современном дизайне интерьеров и представляет собой имитацию витража.

Выполняются работы в такой последовательности:

  • в натуральную величину создается эскиз будущего изделия;
  • изображение переносят на стеклянную поверхность;
  • контурными красками прорисовываются контуры;
  • после высыхания стеклянные элементы закрашиваются специальными красителями.

Можно применять специальные витражные краски своими руками или красители под обжиг, которые предполагают термическую обработку. Такая техника дает возможность работать в любом стилистическом решении.

Контурная заливка

Это востребованный вариант в стиле качественной имитации. В основе лежит создание полимерного контура, напоминающего металлический профиль.

Для изготовления нужно выполнить следующие действия:

  • создаются эскизы витражей в полную величину;
  • подготавливается поверхность, обезжиривается;
  • расположив рисунок под стеклом, на него наносят контуры;
  • после высыхания части заполняются лаком или краской;
  • оставляется для просушки на 24 часа.

Такие изделия долговечны, хорошо переносят атмосферные воздействия.

Разновидности витражей

Создание витражной аппликации возможно практически на любом окне. Только этот процесс довольно трудоёмкий и требует наличия практических и теоретических знаний.

Пластиковые окна

Пластиковые окна не являются исключением для создания витражей. В большинстве случаев витражную плёнку клеят между наружной и внутренней стороной стеклопакета (если речь идёт о двухкамерном). Таким образом, предоставляется возможность сохранить её как можно дольше. Причём необходимо отметить, что использование такой плёнки никак не влияет на применение энергосберегающих стёкол.

Использование витражной плёнки в интерьере помещений — довольно распространённая практика. Часто сотрудники офисов таким образом скрывают невзрачный вид из окна. Также такую плёнку можно встретить в тематических заведениях. Например, в барах, музеях, клубах и так далее.

ПВХ-профиль

Витражное стекло довольно сложно установить в стеклопакет. Причиной тому служит технология создания витража. Между кусками стекла прокладывается свинцовая лента, которая обрабатывается специальным прессом. Поэтому в процессе установки такое стекло чаще всего трескается именно «по швам».

Витражи на деревянных окнах

Деревянные оконные рамы в последнее время сами по себе стали произведением искусства. Мастера придают им самую разнообразную форму. Многие ценители заказывают деревянные рамы по эксклюзивным макетам или пытаются сделать своими руками.

После объединения рамы и витража конструкция приобретает завершённый вид и выглядит, как одно целое.

Алюминиевые окна

Алюминиевые витражные окна не пользуются такой популярностью, как остальные их разновидности. Чаще всего такие конструкции используются в производственных или нежилых помещениях, и тратить лишние средства на такой своеобразный декор нет смысла.

Но алюминиевые конструкции со встроенными элементами витражного стекла нашли своё предназначение в качестве ширм или перегородок в домах или офисных помещениях. Также набирает популярность такой вид внешней отделки зданий, как алюминиевый или фасадный витраж. Он заключается в создании рисунка на основе витражей на алюминиевых конструкциях.

Имитация окна с витражом

Необходимо отметить такой вид витражных окон, как фальш-окно. Это конструкция на стене, которая имитирует окно с витражом. Используется чаще всего для того, чтобы придать какому-либо уголку помещения жизни.

Напоследок – об алюминии

Кто-то, прочтя статью, вспомнит: погодите, а вот остекление мебели? Чем не витраж? В стандартных дюралевых профилях, дешевых, красивых, блестящих. И гнуть их можно.

Нет, там не витраж. Витраж – отдельное транспортабельное изделие в цельной раме, паяной или литой. Ну ладно, спаяем. Алюминий паяется, и даже без аргона – есть специальные «скребущие» припои (ЦОП, к примеру) и не особо едкие флюсы на олеиновой или пальмитиновой кислоте.

Да, но температура нужна 350-400 градусов, стекло в плотном контакте с металлом такую не держит. Если же очень медленно нагревать весь набор на огнеупорном щите, от разницы ТКР он пучится и распадается. Дать припуски на температурное расширение – расседается и разваливается при остывании.

Так что «взаправдашние», не на клею и смолах, витражи в алюминиевом переплете пока не получаются. Если же кто-то придумает, как их делать – это, безусловно, будет революция в витражном искусстве: алюминиевые сплавы легки, а по прочности сравнимы со сталью.

Цветочная тема в эпоху Модерна

Эпоха Модерна (конец XIX – начало ХХ веков) — время, когда цветы стали занимать доминирующее место на витражах. Излюбленными видами, которые можно было чаще всего видеть изображенными в стекле, стали ирисы, лилии, розы. Так как данный стиль тяготел ко всему экзотическому, художники изыскивали именно те виды растений, которые противостояли обыденности: коалы, кувшинки, орхидеи и т.п. дополнялись легкими стрекозами и бабочками, райскими птицами, колибри и т.п.

Обращение к растительной теме в этот период не случайно. Дело в том, что художники данной эпохи своей эстетической задачей видят внести в мир гармонию и красоту, обогатить обыденную жизнь прекрасным. А что же в природе может быть более гармоничным, чем цветы? Поэтому они находят себе место на стеклянных полотнах, изображающих сады и парки, изображенные в стекле красавицы держат их в руках, розы и лилии украшают прически и одежду, ими выложены сложные орнаменты, часто они являются главным персонажем или фоном работы.

Например, на произведении Джованни Бельтрами (Италия) «Павлины», выполненном около 1900 года, изображено огромное количество ярких бордовых роз. Весь вертикально вытянутый формат заполнен ими, композиция подчеркивается лентами и бантами, а внизу у чаши восседают два величественных павлина.

Американский художник и дизайнер Луис Камфорт Тиффани называет свою работу «Магнолия и ирисы». Ирисы располагаются в нижней части композиции, на первом плане. В перспективе видны озеро, горные хребты и небесные дали, а сверху завершает вид цветущая магнолия.

В начале ХХ века русским витражистом Александром Сергеевичем Хреновым выполнена серия работ для Доходного дома на Знаменской улице в Петербурге. Большие арочные окна украшены композициями, в каждой из которых орнамент строится на каком-то конкретном мотиве: маке, лилии, кувшинке и т.п.

Стоит подчеркнуть, что если в раннехристианских творениях цветы осмыслялись прежде всего как повторяющийся симметричный элемент орнамента, то в эпоху Модерна их главными признаками стали, напротив, асимметрия и причудливые формы. Изысканность линий, нежные оттенки, пастельные тона и мягкость дуг и изгибов – вот черты, свойственные изображениям этого стилевого направления.

Как возникло витражное искусство

В отличие от фресок, которыми украшали стены храмов по всему христиан­скому миру и далеко за его пределами, или мозаик, в которых так преуспели византийские мастера, витраж — типично западное искусство. Он, конечно, прежде всего ассоциируется с  — с ее огромными стрельчатыми ок­нами, которые возникли в XII веке благодаря инженерным новациям, по­зво­­лившим эффективно перераспределять вес сводов, и со временем становились все выше, шире и ажурнее. Однако на самом деле история витража уходит еще в раннее Средневековье. К 1100 году, когда в архитектуре господствовал , цветные стекла с фигурами уже, видимо, были довольно обычным делом (правда, от той эпохи их дошло крайне мало).

На первых порах витражи в основном украшали монастырские церкви; позже самые масштабные окна изготавливались для городских соборов. Собор, глав­ный храм епархии и резиденция ее епископа, чаще всего был самым большим зданием в городе и воплощал не только мощь Церкви, но и богатство местных жителей, которые смогли его возвести, желательно перещеголяв соседей. Со вре­­менем цветные стекла «с историями» стали доступны и про­стым при­ход­ским храмам, а в позднее Средневековье небольшие витражные медальоны (на религиозные и мирские сюжеты) появились на окнах городских ратуш и даже особняков состоятельных бюргеров.

1 / 3

Беспечный в нищете. Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

2 / 3

Святой Дунстан Кентерберийский. Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

3 / 3

Ванитас (суета сует). Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

В Шартре, Париже, Бурже, Амьене, Реймсе, Кентербери, Аугсбурге, Праге и мно­гих других городах Франции, Англии или Священной Римской империи соборы могли похвастаться десятками витражных окон, каждое из которых заключало несколько десятков различных сцен. В соборе Нотр-Дам в Шартре, который сохранил самый полный набор витражей второй половины XII — первой половины XIII века, площадь средневековых стекол составляет более 2000 м² (для сравнения: площадь огромной картины Александра Иванова «Явление Христа народу» — около 40 м²).

Витражное остекление балконов и лоджий

Расширение функциональных возможностей и улучшение основных эксплуатационных характеристик, произошедшие благодаря использованию современных технологий при производстве витражных систем, сделали возможным их применение при остеклении балконов и лоджий. Также этому способствовал и тот факт, что цена на витражное остекление с течением времени становится все более доступной.

Использование витражного остекления балконов позволяет добиться ряда преимуществ:

  • возможность выполнения работ по остеклению даже самых больших проемов, имеющих практически любую форму;
  • увеличение уровня естественного освещенности помещений, примыкающих к балкону или лоджии;
  • улучшение внешнего вида здания, на котором применяется витражное остекление балконов;
  • возможность реализации различных дизайнерских решений по оформлению балкона или лоджии;
  • высокая ремонтопригодность системы, которая достигается возможностью замены любого ее элемента.

К недостаткам применения рассматриваемой конструкции можно отнести:

  • необходимость тщательного соблюдения технологии монтажа;
  • сложность мытья стекол снаружи;
  • свободный обзор, который доступен не только владельцу квартиры, но и с внешней стороны.

Использование современных витражных системы позволяют избавиться от большинства недостатков, либо свести их к минимум.

Рис. 24. Вариант безрамного остекления балкона.

Имитация витража с помощью заливки

Если вы хотите получить более качественное и чёткое изображение на лицевой стороне витража, используйте метод заливки. С изнаночной стороны изделие будет выглядеть как обычная поделка, но с лицевой откроется эффектный красивый рисунок.

ФОТО: i7.photo.2gis.comДля того чтобы получился красивый витраж, вы должны обладать хотя бы базовыми навыками по работе с заливкой

Не спешите наносить краску на стекло, поработайте с другими поверхностями и посмотрите, как она ляжет.

Если заливка выполнена правильно, появится мениск. Витраж приобретает новые яркие краски из-за попадающих на него лучей. Однако следите за тем, чтобы бордюр получился ровным, без заломов и кривых участков. В первую очередь выкладывайте на стекле форму, которая в дальнейшем будет заливаться краской. Лучше всего для закрашивания витража подойдёт специальная краска в тюбиках, например, Gallery Glass.

Для работы потребуется:

  • картон или лист бумаги того же размера, что и стекло;
  • напечатанный на бумаге рисунок с чёткими контурами;
  • краска.

На первый взгляд заготовка может напомнить своим видом обычную детскую раскраску – вы расставляете на разных элементах картинки номера для того, чтобы в дальнейшем покрасить их в правильный цвет.

Даже если вы не умеете рисовать, с декорированием зеркала в технике винтаж вы справитесь. Всё, что потребуется – перенести рисунок с листа на зеркало и закрасить.

Несмотря на то, что заливной витраж – это лишь имитация, при должном старании можно получить по-настоящему красивый рисунок на стекле, который будет смотреться очень достойно и украсит собой интерьер.

Процесс заливки витража достаточно долгий. Выполняйте один шаг за другим, чтобы не допустить ошибку. Сначала разработайте эскиз и обозначьте контуры, затем перенесите изображение на основу. Используя специальные витражные лаки и краски, вы можете сделать картинку более объёмной и красивой.

Обязательно дождитесь полного высыхания стекла перед его дальнейшим использованием.

Витраж Тиффани и классический витраж

Сегодня можно выделить две разновидности наборного витража: классический витраж и Тиффани. В обеих техниках изделие изготавливается из отдельных кусочков стекла, но способы крепления элементов у них различные. Так как и тот, и другой варианты витражей для скрепления стекол требует пайки, их иногда называют паечными или свинцово-паечными.

Технология изготовления классического витража является наиболее древней. Именно на ее основе возникло все многообразие современных вариантов. Для изготовления используется металлическая протяжка (профиль), на которой крепятся стеклянные элементы. Металл для профиля выбирается из тех, что поддаются пайке, так как металлические элементы на стыках скрепляются именно этим способом. Изначально мастера пользовались свинцом, однако сегодня этот материал не пользуется популярностью. Распространены профили из латуни, меди, мельхиора, алюминия и т.п.

Силикатное стекло выбранного цвета режут на наборном столе, опираясь на контуры рисунка-основы. Техника позволяет использовать и цветные, и прозрачные стекла. В последнем случае витражное полотно может быть расписано специальными красками.

Технология классического витража актуальна при производстве крупных по формату произведений, так как профиль рассчитан на большие нагрузки и при этом способен удерживать достаточно толстые (до 4 мм) стекла. Жесткость конструкции позволяет изготавливать только плоские изделия, для изогнутых форм данная технология не используется.

Витраж Тиффани появился в конце XIX века в Америке. Автор этой техники Луис Комфорт Тиффани придумал обертывать торцы стеклянных элементов медной фольгой, которая имеет клейкий слой. А чтобы скрепить получившиеся детали, производится пайка по самой фольге. Новая технология дала возможность использовать очень мелкие стекла, за счет чего художники стали достигать небывалой ранее реалистичности образов. Кроме того, медная фольга позволяет производить пайку элементов под разными углами, что создает ощущение объемности изображений.

Классификация витражей по типу обработки поверхности

Поверхность витражей, набираемых из отдельных стекол, и изделий, основой которых является цельное стекло, может подвергаться различной обработке, которая либо дополняет общий художественный эффект, либо является основным способом его достижения.

Пескоструйные витражи

На поверхность будущего пескоструйного витража с помощью специального аппарата наносятся различные рисунки, надписи, орнаменты и т.п. в соответствии с трафаретом. Принцип действия аппарата заключается в том, что под давлением на поверхность бесцветного стекла подаются абразивные материалы, буквально выбивающие изображения. В том месте, где поверхность стекла подверглась воздействию абразивов, она становится матовой и непрозрачной. Можно таким образом нанести матовый рисунок, оставив прозрачным фон, а можно обработать фон, на котором будет выделяться прозрачный рисунок.

Гравированные витражи

Изображения в данной технике наносятся на прозрачные стекла с помощью медных и абразивных дисков. Современным вариантом является гравировка по стеклу при помощи лазера. Она позволяет художникам студии «Стеклосфера» наносить рисунок не только на поверхность стекла, но и во внутрь него. Возможна цветная или 3D гравировка. Технологический принцип заключается в том, что высокая температура лазера воздействует на стекло, меняя его структуру, в результате чего частицы стекла частично испаряются. Стопроцентная автоматизированность данного процесса делает качество неизменно высоким и при этом значительно снижает стоимость витражных изделий.

Травленые витражи

Травление производится с помощью обработки стекла плавиковой кислотой, которая разрушает стекло благодаря своей способности вступать в реакцию с диоксидом кремния, являющимся главным компонентом стекла. Для получения рисунка мастера используют трафарет, по которому наносят защитный лак, не позволяющий кислоте попадать на определенные части стекла. Травление может быть многослойным, в этом случае оно производится в несколько этапов, а рисунки в результате получаются многоплановыми и объемными, с элементами разной глубины.

Живописные витражи

Роспись может быть лишь элементом, дополняющим наборную технику из цветных стекол, а может являться самостоятельным средством создания витража. Роспись на наборных витражах с древних времен применяется для передачи мелких деталей и элементов, требующих особенно реалистичной проработки: лиц, рук, складок одежды и т.п. Сегодня достаточно популярна живопись на цельном стекле, которая также создает такой эффект. Технология витражной росписи отличается обязательным обжигом готового изделия. Дело в том, что стекло – материал, поверхность которого очень плохо сцепляется с краской. Еще мастера раннего Средневековья придумали изготавливать специальные краски, которые содержали дробленое стекло. В процессе обжига этот компонент под воздействием высокой температуры плавился, и краска надежно сплавлялась с основой.

Витражи-диапозитивы

Витражные изделия представляют собой фотопечать или травление на стекле. Эта относительно новая техника востребована для декорирования витрин, которые не слишком велики по площади.

Витражи с узором «Мороз»

Для получения такого декоративного эффекта поверхность стекла обрабатывают пескоструйкой, протравливают, царапают абразивами. Затем наносят горячий желатин или столярный клей, который заливается во все образовавшиеся царапинки и трещинки. Высыхая, желатин и клей сжимается и отрывает с верхнего слоя стекла его мельчайшие частицы. Результатом этого процесса является оригинальный узор, который очень похож на морозные разводы на окнах.

Ложные витражи и их виды

По мнению специалистов компании «Стеклосфера», в последние десятилетия активно идет процесс демократизации витража, появляются так называемые ложные витражи — более дешевые и менее трудозатратные имитации. Суть их в том, что изделие в основе представляет собой не множество разрозненных кусочков стекла, а одно цельное стекло.

Так, пленочный витраж возник в 70-е годы ХХ века в Америке. Для создания имитации используется прозрачное стекло, на которое наклеиваются кусочки цветной светопроницаемой пленки. Эти кусочки призваны зрительно выполнять роль наборных стекол. Границы элементов декорируются свинцовой клейкой лентой, которая имитирует пайку.

Заливной витраж – близок к живописи по стеклу, так как здесь тоже используются краски, но технологический процесс значительно отличается. Рисунок, который разрабатывает художник, имеет четкие контуры, а его части состоят из сегментов разных цветов.

Дело в том, что краска для заливного витража текучая, она не ложится на стекло, а разливается по нему. Для того чтобы она заполняла нужные участки, их границы прорабатываются так называемым контуром, который имитируют металлическую стяжку. Контур имеет густую консистенцию, его либо вручную выдавливают из тюбика с тонкой насадкой, либо наносят специальным оборудованием. В первом случае толщина контура, его аккуратность и равномерность зависит от руки художника. У опытного мастера контур поучается максимально ровным. Но он отличается от аналогов, выполненных автоматизированным способом. Автомат делает практически идеальный контурный рисунок. Однако выбор между человеком и машиной неоднозначен. Кто-то предпочтет техничность, а кто-то – ручную работу.

Контуру дают просохнуть, а затем производят заливку отдельных элементов краской. Краски, применяемые для заливного витража, ложатся ровно, при засыхании образуя тонкую эластичную пленку. Они обладают хорошей прозрачностью и отлично имитируют цветное стекло.

В заключении стоит отметить, что витражи сегодня – это такой вид искусства, в котором часто совмещаются разные видовые интерпретации. Так, наборный витраж может быть дополнен росписью, в процессе его изготовления может быть использовано многослойное травленое или шлифованное стекло, элементы, полученные методом фьюзинга и т.п.

История витражей «Тиффани»
Витражи «Тиффани» — техника изготовления и материалы
Фьюзинг — технология спекания стекла, витражи фьюзинг
Готические витражи
Потолочные витражи с подсветкой
Цветочная тема в художественном витраже (стекле)
Виды подсветки витражей
Витражи по эскизам К.С. Петрова-Водкина

Детали

Читая средневековые витражи, важно обращать внимание не только на то, как смонтированы отдельные сцены, но и на перекличку жестов, поз и других де­талей, которые повторяются в нескольких — порой далеких — фрагментах по­вест­вования. Идентичные или очень похожие фигуры перебрасывают до­пол­ни­тельные мосты между различными эпизодами и подсказывают, как их сле­дует толковать

Например, в Шартре постоялый двор, куда добрый самаритянин привез ране­ного пилигрима (напомним, что он олицетворял Церковь), изображен как вы­сокое здание с красным дверным проемом. Выше на фоне таких же красных врат херувим изгоняет Адама и Еву из Эдема. Церковь как врата Царствия Небесного визуально уподобляется райскому саду — грехопадение Адама искуплено Христом, и путь к спасению снова открыт.

Сцена изгнания из рая с витража о добром самаритянине в Шартрском соборе

Важна также и форма предметов. В Буржском соборе на так называемом Новозаветном окне (начало XIII века) в центр круга поме­щен четырехлистник, в котором Христос несет на Голгофу свой крест.

Новозаветное окно в Буржском соборе. Начало XIII века

Вокруг изображены четыре ветхозаветные сцены — прообразы Страстей Хри­стовых. Две из них посвящены праотцу Аврааму, который по воле Господа должен был принести в жертву Исаака. Слева Авраам с ножом в руках ведет сына к месту, где его предстояло закласть. У мальчика на плечах лежат две зеленые вязанки дров (для всесожжения), которые перекрещены точно так же, как планки креста на плече у Спасителя. Справа, в сцене, где связанный Исаак уже положен на камень, а ангел в последний момент останавливает Авраама и указывает принести в жертву агнца, запутавшегося рядом в кустах, ноги от­рока перекрещены такой же буквой «x», как крест и вязанка дров. Эти детали усиливают типологические параллели между жертвой Христа и несостоявшим­ся жертвоприношением Исаака, которые уже и так были заявлены самой гео­метрией витража.

1 / 3

Иисус несет на Голгофу свой крест. Фрагмент витража в Буржском соборе Dr Stuart Whatling/medievalart.org.uk

2 / 3

Авраам ведет Исаака к месту заклания. Фрагмент витража в Буржском соборе Dr Stuart Whatling/medievalart.org.uk

3 / 3

Ангел останавливает Авраама, собравшегося принести в жертву сына. Фрагмент витража в Буржском соборе Dr Stuart Whatling/medievalart.org.uk

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector