Изготовление витражей на цветном стекле своими руками
Содержание:
- Заливной витраж
- Материалы для создания витража с подсветкой
- Тиффани
- Пленочные витражи
- Как делается витраж
- Разновидности витражей
- Изготовление витражных красок
- Классификация витражей по типу обработки поверхности
- Самоклеящаяся свинцовая лента — Decra Led,
- Как сделать витраж своими рукам — практические советы.
- Достоинства и недостатки витражей
- Заключение
Заливной витраж
С лицевой стороны заливной витраж сложно отличить от классического, но изнанка сразу же раскрывает все карты. Такие композиции смотрятся весьма эффектно, но их изготовление потребует большого опыта и терпении. Чтобы получилось по-настоящему красиво, нужно обеспечить гладкую или фактурную отражающую поверхность под стеклом-основой, тогда световые лучи будут проходить сквозь полотно дважды. Именно по этой причине заливные витражи часто выполняют на зеркале. Правильно залитая краска образует мениск, а лучи света проходят прямо и отражаются от зеркальной пленки. Разная их кривизна из-за такого преломления дает разнообразие длины световых лучей, а потому витраж буквально играет всеми цветами радуги. Бордюры в заливных витражах обычно делают темного цвета, но с эффектом металлик. Самыми дорогими считаются подобные витражи, где основой являются акриловые зеркала с дополнительной танталниобиевой подложкой.
Материалы для создания витража с подсветкой
Основой произведения является стекло, но к его выбору нужно подходить очень осторожно. Поверхность материала должна быть идеально ровной, наличие пузырьков воздуха или волн недопустимо
К подбору других компонентов для работы следует подходить не менее ответственно: от их качества зависит получаемый результат. Для того чтобы изготовить витраж на стекле потребуются следующие инструменты и материалы:
- ватман (должен соответствовать размеру изготавливаемого декора);
- стекло;
- витражные краски;
- черный силикон для аквариумов (можно заменить каучуковым герметиком);
- деревянные бруски (для рамы);
- уголки;
- светодиодный шнур, крепления и провод питания с адаптером.
После покупки всех элементов можно смело приступать к изготовлению яркого домашнего декора.
Тиффани
Техника Тиффани названа в честь ее создателя и основателя Луиса Комфорта Тиффани, который впервые в конце 19 века создал опаловое стекло, обладающее необыкновенными эстетическими свойствами. Необыкновенный внутренний свет стекла и богатое разнообразие оттенков просто поражали воображение. В настоящее время данная техника обрела огромную популярность и востребованность в силу высоких эстетически-художественных качеств. Витражи Тиффани отличаются необычайной реалистичностью изображений и «живостью» графики создаваемых образов, что достигается путем использования даже самых мельчайших стекол, а также выпуклых и вогнутых. Вообще витражи Тиффани с художественной точки зрения сравнимы с картинами, выполненными на холсте, и представляют собой настоящие произведения искусства. Следует заметить, что техника почти полностью основана на ручном методе сборки, являясь самой настоящей авторской работой. Каждый витраж поистине уникален и индивидуален, т.к. второй раз повторить его в точности невозможно даже самому опытному мастеру-профессионалу. Процесс создания витражей Тиффани состоит из нескольких этапов:
- создается эскиз;
- эскиз разбивается на несколько фрагментов;
- детали витража вырезаются из стекла;
- стеклянные фрагменты обтачиваются на специальном станке до придания нужной формы и размера;
- каждый стеклянный элемент оборачивается медной клейкой лентой;
- детали соединяются друг с другом при помощи свинцово-оловянного припоя.
В отличие от классических витражей, витражи Тиффани не используют направляющие профили. Также технология позволяет использовать даже самые мелкие детали, что придает витражному стеклу невероятную сложность создаваемой композиции. Швы имеют разную толщину, что несомненно подчеркивает тот факт, что мозаика изготовлена вручную и является эксклюзивной и уникальной. Особо тонкие швы достигаются путем применения специальной краски, которая наносится в местах стыков стеклянных элементов, Медная основа в отличие от свинцовой позволяет скреплять детали под разными углами, создавая эффект объемных и выпуклых витражных изображений. Помимо всего прочего, витражи в технике Тиффани очень устойчивы к перепадам высоких температур и внешним воздействиям. Несмотря на то, что витражи состоят из отдельных стеклянных фрагментов, они не уступают по прочности изделиям из цельного полотна.
Пленочные витражи
Изготовить витражи на стекле своими руками достаточно сложно, потому весьма доступной технологией является наклеивание на стекло специальной пленки. Для этого понадобится:
- Самоклеящаяся пленка разнообразных тонов.
- Скотч на свинцовой основе.
- Валик из резины.
- Стекло.
- Нож для бумаги.
Эта техника безопасна, ее может освоить подросток, поэтому можно предложить ему изготовить такое витражное стекло своими руками.
Для создания рисунка потребуется перенести контур картины на приготовленное стекло при помощи пленки. Сначала создается шаблон. Его можно нарисовать или распечатать, затем его наносят на стекло при помощи маркера, обклеивают контуры свинцовым скотчем, вырезают цветную пленку и наклеивают на стекло. После этого свинцовая пленка наносится еще раз. Для закрепления элементов по ним проходят резиновым валиком.
Изготовление пленочного витража
Как делается витраж
Настоящее производство основано на сборном варианте кусочков разноцветных стёклышек. Такая технология не изменилась со дня своего основания. Делается это методом скрепления стеклянных кусочков свинцовой лентой. Сделать подобное в домашних условиях попросту нереально:
- во-первых, само по себе витражное стекло очень дорогое;
- во-вторых, необходимо иметь специальные инструменты;
- в-третьих, нужно уметь вырезать стеклянные детали по шаблонам;
- в-четвёртых, у человека должен быть опыт работ по соединению деталей свинцом — запаиванием.
Даже если получится собрать панно, не факт, что в следующий раз будет также просто. Этот метод считается классическим и под силу только опытным мастерам.
Классический метод берёт своё начало в стеклянной мозаике. У них много общего, например, слово «смальта». В мозаике так называют фрагменты, из которых набирается всё панно. Позже этим словом стали обозначать части витражного рисунка.
Итак, начинается работа с нанесения рисунка на стеклянную поверхность.
- Вторая аналогичная картинка понадобится для изготовления фрагментов.
- Каждая смальта или фрагмент обрамляется свинцовой лентой, П-образной формы. Вместо свинца может использоватся медь, латунь или олово.
- Обрамлённые кусочки выкладываются на первый эскиз и соединяются между собой припоем.
- На готовый стеклянную картинку сверху по периметру накладывается латунный уголок. Уголок также пропаивается, чтобы завершить композицию.
- Готовый витраж вставляется в оконную или дверную раму.
Если панно будет иметь подсветку и висеть на стене, смальты должны быть с другой стороны матовыми.
Современные технологии позволяют при помощи пескоструйки делать любые узоры. На поверхности закрепляется трафарет и под давлением песком обрабатываются открытые участки. Потом шаблон снимается и остаётся однотонный рисунок. Данный метод тоже не годится для домашнего творчества.
Следующий производственный способ изготовления заключается в плавке стеклянных деталей. Называется он фьюзинг, что переводится как сплав. Набирается мозаика и отправляется в печь. В печи всё это сплавляется друг с другом и затем остужается. Потом процесс проводится повторно. Такие витражные полотна крепче классических и не имеют швов. Температура плавки составляет 800 градусов. Дверные витражи стали так популярны, что некоторые домовладельцы стали заменять витражными или матовыми стеклами часть стены ванной комнаты, или даже оконное стекло — заглянуть извне через такое стекло не представляется возможным, а вот свет такие окна не задерживают, добавляя тем самым интерьеру особый шарм.
А вот теперь мы подошли к тому, что можно создать собственноручно. Самым простым способом доступным всем, можно назвать наклейку прозрачной цветной плёнки. Из этой плёнки вырезаются нужные детали и приклеиваются на стеклянную поверхность. По стыку клеится свинцовый скотч. Если композиция будет занимать место в межкомнатных дверях, то скотч клеится с двух сторон.
Вторая технология тоже по плечу любому новичку. Заключается метод в росписи стекла красками. Вот этот способ, а также наклеивание своими руками способен сделать каждый.
Разновидности витражей
Изготовление витражей в домашних условиях позволяет проявить фантазию и использовать разные технологии, не ограничиваясь одним рецептом.
Фьюзинг – достаточно сложная технология изготовления витража. Для него требуется использование цельного стекла, на которое наносятся элементы разных оттенков. Фрагменты имеют ярко выраженные границы, между ними нет разделительной металлической полосы. Для готового полотна требуется прокаливание в печи. Очертания рисунка могут быть разнообразными в зависимости от идеи автора. Такая техника доступна для производства, и дома повторить ее вряд ли получится.
Тиффани – это тоже витражи из стекла, но состоящие из отдельных частей, которые при помощи пайки скрепляются между собой металлическими полосами. Отличается этот стиль замысловатыми формами. Он имеет сложное исполнение и яркие, разнообразные цвета. Чаще всего при помощи этой технологии изготавливают различные предметы, например, светильники, лампы, домики для игрушек.
Такая технология изготовления витражей своими руками может иметь ряд проблем:
- Необходимость резки стекла, шлифовки его краев.
- Паять металлическую нить сложно, требуется навык.
-
Работа исключительно для взрослых.
Изготовление витражных красок
Если выполнять витраж совместно с ребенком, ему будет еще интереснее, когда процесс начнется с самого начала. А именно с изготовления красок для витража. Винтажные краски можно приготовить несколькими способами. Каждый из рецептов в приготовлении прост, к тому же очень экономичен. Материал в домашних условиях получится совершенно безопасным и качественным.
Основой для изготовления красок могут стать:
- Клей ПВА.
- Желатин.
- Растворитель.
Все способы приготовления очень просты.
Основа клей ПВА
Перед началом изготовления, необходимо подготовить подходящую посуду. Для этой цели подойдет любая небольшая емкость, например, пустая баночка из-под гуаши. Емкостей следует взять столько, сколько предполагается приготовить оттенков для композиции. В каждую пустую емкость нужно налить 2 ст. л. клей ПВА. Далее в клей нужно добавить красящий пигмент, то есть краситель. В качестве пигмента можно выбрать любое красящее вещество.
Возможный красящий пигмент:
- краска для ткани или батика;
- гелевый стержень;
- строительный колер;
- гуашь или акварель;
- пищевые красители для кондитерских изделий или яиц;
- акварельные краски.
Любой пигмент подойдет для изготовления. Добавлять его в клей необходимо постепенно, тщательно размешивая. Если краска приобретает бледный оттенок, необходимо добавить пигмента. Если же оттенок получается сильно ярким, исправить это можно, добавив немного клея. Для эффекта декоративности и глянца будущей картины, в ПВА можно добавить сыпучие тени или блестки.
Краска из желатина
Краска на основе желатина совсем безопасна. Она прекрасно подойдет для работы с детьми. В приготовлении она очень проста. Для нее нужно взять 6 г. пищевого желатина и развести его небольшим количеством воды. После того как желатин остынет, нужно добавить красящий пигмент. Работать ей очень удобно, она достаточно густа и совсем не растекается, к тому же совсем быстро сохнет. Желатином можно раскрасить вазу, стаканы или тарелки. Но у нее есть один минус. Она не устойчива к воде. Поэтому желатин следует закрепить лаком.
Растворитель и клей
Краска на основе растворителя не рекомендуется работать детям. Ее составляющими являются: клей БФ-2, ацетон, красящий пигмент.
Приготовление контура
Своими руками можно приготовить не только краску. Контур тоже может быть изготовлен самостоятельно.
Для него понадобится:
- 50 мл клея ПВА (для склеивания фарфора и стекла);
- 20 -30 мл черной туши;
- 30 — 40 мг серебрянки или алюминиевой пудры.
В стеклянной емкости нужно смешать клей и тушь, добавить серебрянку. Должна получиться смесь консистенции сметаны свинцового цвета. Контур, приготовленный самостоятельно, по качеству совсем не будет отличаться от магазинного.
Классификация витражей по типу обработки поверхности
Поверхность витражей, набираемых из отдельных стекол, и изделий, основой которых является цельное стекло, может подвергаться различной обработке, которая либо дополняет общий художественный эффект, либо является основным способом его достижения.
Пескоструйные витражи
На поверхность будущего пескоструйного витража с помощью специального аппарата наносятся различные рисунки, надписи, орнаменты и т.п. в соответствии с трафаретом. Принцип действия аппарата заключается в том, что под давлением на поверхность бесцветного стекла подаются абразивные материалы, буквально выбивающие изображения. В том месте, где поверхность стекла подверглась воздействию абразивов, она становится матовой и непрозрачной. Можно таким образом нанести матовый рисунок, оставив прозрачным фон, а можно обработать фон, на котором будет выделяться прозрачный рисунок.
Гравированные витражи
Изображения в данной технике наносятся на прозрачные стекла с помощью медных и абразивных дисков. Современным вариантом является гравировка по стеклу при помощи лазера. Она позволяет художникам студии «Стеклосфера» наносить рисунок не только на поверхность стекла, но и во внутрь него. Возможна цветная или 3D гравировка. Технологический принцип заключается в том, что высокая температура лазера воздействует на стекло, меняя его структуру, в результате чего частицы стекла частично испаряются. Стопроцентная автоматизированность данного процесса делает качество неизменно высоким и при этом значительно снижает стоимость витражных изделий.
Травленые витражи
Травление производится с помощью обработки стекла плавиковой кислотой, которая разрушает стекло благодаря своей способности вступать в реакцию с диоксидом кремния, являющимся главным компонентом стекла. Для получения рисунка мастера используют трафарет, по которому наносят защитный лак, не позволяющий кислоте попадать на определенные части стекла. Травление может быть многослойным, в этом случае оно производится в несколько этапов, а рисунки в результате получаются многоплановыми и объемными, с элементами разной глубины.
Живописные витражи
Роспись может быть лишь элементом, дополняющим наборную технику из цветных стекол, а может являться самостоятельным средством создания витража. Роспись на наборных витражах с древних времен применяется для передачи мелких деталей и элементов, требующих особенно реалистичной проработки: лиц, рук, складок одежды и т.п. Сегодня достаточно популярна живопись на цельном стекле, которая также создает такой эффект. Технология витражной росписи отличается обязательным обжигом готового изделия. Дело в том, что стекло – материал, поверхность которого очень плохо сцепляется с краской. Еще мастера раннего Средневековья придумали изготавливать специальные краски, которые содержали дробленое стекло. В процессе обжига этот компонент под воздействием высокой температуры плавился, и краска надежно сплавлялась с основой.
Витражи-диапозитивы
Витражные изделия представляют собой фотопечать или травление на стекле. Эта относительно новая техника востребована для декорирования витрин, которые не слишком велики по площади.
Витражи с узором «Мороз»
Для получения такого декоративного эффекта поверхность стекла обрабатывают пескоструйкой, протравливают, царапают абразивами. Затем наносят горячий желатин или столярный клей, который заливается во все образовавшиеся царапинки и трещинки. Высыхая, желатин и клей сжимается и отрывает с верхнего слоя стекла его мельчайшие частицы. Результатом этого процесса является оригинальный узор, который очень похож на морозные разводы на окнах.
Самоклеящаяся свинцовая лента — Decra Led,
При изготовлении ленты используются подобранные самым тщательным образом сплавы свинца с блестящей обработанной и необработанной поверхностью. При этом эластичность свинцовой жилы позволяет использовать ее в любых проектах. На сегодняшний день свинцовая лента выпускается шириной от 2 до 22 мм. Нижняя сторона свинцовой ленты покрыта высококачественным акриловым клеем, который обеспечивает надежную фиксацию с любым гладким, сухим и чистым стеклом. Лицевая сторона свинцовой жилы покрыта полимером разных цветов, который способен выдержать резкие перепады температур, а также характеризуется повышенной устойчивостью к воздействию повышенной влаги и ультрафиолетовых лучей.
Применение свинцовой ленты
Самоклеящаяся свинцовая лента Decra Led применяется для нанесения на поверхность стекла, зеркала, пластика. С помощью свинцовой ленты можно сделать витраж без необходимости резки стекла и спаивания соединений. Свинцовая лента идеально подходит для мебельных фасадов мебели, полотен шкафов-купе, дверных вставок, элементов потолка, оконных стеклопакетов.
Свинцовая лента нашла широкое применение при декоративном оформлении стеклянных поверхностей. С ее помощью можно изготовить пленочный или контурный витраж, в котором она имитирует металлический каркас; витражей. Оформленные свинцовой жилой стекла можно использовать в качестве остекления мебельных фасадов, окон, дверей, потолков, шкафов купе, межкомнатных перегородок, а так же художественных картин.
Как сделать витраж своими рукам — практические советы.
Подготовительные работы.
Итак, нам понадобятся: 1,6-миллиметровая алюминиевая проволока, белый клей (эмульсия ПВА) и специальные витражные краски. Последние можно заменить анилиновыми красителями – красителями, которые применяют при окраске тканей.
Однако прежде чем приступить к работе, тщательно обдумайте, какого результата вы хотите добиться в итоге: будет ли это какой-то рисунок на стекле (птицы, рыбы, животные, люди, сказочные персонажи, цветы или другое) или же ваша цель – просто разноцветный орнамент. Затем на ватмане (картоне или миллиметровке) нарисуйте контуры узора, обозначив на нем, где и какой цвет будет использоваться. Эскиз можете выполнить сами, ну, а если сомневаетесь, то можете обратиться за помощью более одаренных в художественном плане знакомых.
Теперь выньте стекло из того места, где оно находится (дверь, оконный проем, рамка и прочие), и обезжирьте с помощью вытки и ацетона, ту сторону, где будет выполняться витраж. После этого на обратной стороне стекла закрепите подготовленный ранее эскиз.
Первый шаг.
Далее наше стекло необходимо расположить строго горизонтально, для минимизации погрешности используйте уровень или маленький шарик. После чего выгибаем проволокой контуры необходимых элементов. Аккуратно, но обильно смазываем клеем проволоку и прижимаем ее к стеклу, положив на нее металлическую пластинку с грузом. Оставляем все неподвижным на 1-1,5 часа, чтобы проволока успела приклеиться.
Но это время не сидим без дела, а подготавливаем краски (колеры). Если использоваться будут анилиновые красители, то их стоит растворить в дистиллированной воде и процедить (это позволит избавиться от возможных твердых частиц или комков), а затем смешать с клеем ПВА. В результате вы должны получить раствор, по консистенции напоминающий сливки, иначе с ним будет не очень удобно работать.
Второй шаг.
Теперь проверяем на кусочке стекла насыщенность цвета, для этого наносим туда немного краски. Когда краска высохнет, вы увидите, какой оттенок у вас получился. При слишком ярких тонах, приглушить их можно, добавив туда эмульсии, а бледность, наоборот, исправит добавленный краситель. Но помните, количество интенсивных и бледных цветов должно быть сбалансировано, поэтому не старайтесь сделать все краски максимально яркими.
Подготовив все цвета и оттенки, перелейте их в стеклянные баночки и накройте крышками, это защитит их от высыхания. Можете приступать к самому основному и ответственному этапу работы – нанесению колеров на стекло, а точнее на отмеченные на нем участки. Для этого вам понадобится небольшая тренировка (это можно сделать на ненужном кусочке стекла) и чистая кисточка. Цвета на элементы витража наносятся, начиная от проволоки (контура детали). Причем, добавляя новые порции цвета, необходимо постоянно следить за толщиной слоя всего элемента, от этого будет зависеть равномерность цвета элемента в будущем. Также помните, что нельзя наносить колер поверх уже имеющегося, поскольку краска имеет свойство подсыхать, поэтому все ваши лишние прикосновения будут очень заметны и приведут к дефекту всего полотна.
Третий шаг.
Если по тем или иным причинам, что-то вышло не так, как вы хотели, то ни в коем случае не пытайтесь ничего исправить. Лучше полностью смойте неудачный участок, дайте стеклу подсохнуть и повторите свою попытку снова.
Только полностью разобравшись с одним цветом, приступайте к другому. А во избежание затеков новые элементы стоит прокрашивать только там, где расположенные рядом детали уже просохли.
Закончив со всеми элементами, осмотрите обратную сторону витража. Если все вышло хорошо, то спешу вас поздравить, работа окончена, а витраж можно крепить на его законное место. Но только зачастую не все выходит так гладко. Бывает, что места, где приклеена проволока, выглядят не очень аккуратно. Не отчаивайтесь, возьмите белую эмалевую краску и нарисуйте в этих местах (крепления проволоки) тонкие белые полоски, естественно, обезжирив там предварительно стекло.
Вот теперь уж точно все. Ну, а если хотите сделать свой витраж более долговечным, рекомендую, покрыть получившееся произведение искусства лаком.
Достоинства и недостатки витражей
Декоративная композиция из стекла привлечет внимание профессионалов и простых обывателей. Яркие краски, преломленные солнечные лучи, стильный либо классический рисунок заставит задержать взгляд на стеклянной мозаике
Однако, цветные панно имеют как достоинства, так и недостатки.
Витражи в интерьере станут средством визуального расширения пространства.
Достоинства витражей:
- Цветная мозаика придает эстетичный вид помещению внутри и снаружи.
- Витражи устойчивы к коррозии и не промерзают.
- Если мозаика состоит из отдельных фрагментов, их при необходимости можно заменить.
- Яркое панно, установленное в оконном проеме, заменяет шторы и гардины и зрительно увеличивает объем помещения.
- Мозаики не горят и не плавятся, то есть, пожаробезопасные.
- Такой вид остекления признан экологически чистым.
- С помощью витража неприглядному зданию можно придать современный, нестандартный образ.
- И самое главное: созданный своими руками витраж подчеркивает индивидуальность жилища и художественный вкус хозяина.
Изначально витраж представлял собой тщательно подобранные кусочки стекла, соединенные между собой металлическими перегородками.
Однако, у декоративного панно есть и недостатки. Правда, их намного меньше.
- Мозаика, выполненная акриловыми красками, требует специальной термообработки.
- Витраж хрупкий, как любое стекло.
- При остеклении больших площадей (здание офиса), нужно учитывать устойчивость к ветровым нагрузкам и сейсмоактивность района.
- Сферические формы мозаики не прочные.
- В сборных витражах невысокий процент прочности. Для больших площадей лучше применять пленочные или заливные панно.
Вариантом классического витража называют стиль Тиффани.
Заключение
Такой вариант декора, как витражи, выглядит привлекательно в современном доме, где всё выполнено по шаблону. Конечно, проще всего пригласить мастера и предложить ему реализовать вашу идею. Однако это можно сделать и своими руками, но сперва придется подготовиться к работе. Нужно учесть, что не все техники изготовления витражей своими руками по трафаретам является простыми. Поэтому выбирать их необходимо, исходя из своего опыта в этом деле.
Еще нужно учитывать и саму идею витража, которую вы хотели бы реализовать в своей квартире. Не стоит браться сразу за сложные варианты, скорее всего, у вас получится не то, что вы хотели. Начинать нужно с самого простого, а впоследствии по мере приобретения опыта вы можете повышать сложность работы, добавляя в витражи новые элементы.