Сочетание цветов в интерьере: как создать гармоничную палитру пространства

Содержание:

Что это такое?

Многие знают, что цвет человек воспринимает через сетчатку глаза. Разные поверхности поглощают одни лучи и отражают другие. Поглощенный, он не виден глазу и ощущается нами как черный. Чем больше отражается лучей, тем белее кажется объект (например, снег). А это значит, что белый – это комбинация всех видимых оттенков.

Глаз человека различает достаточно узкий диапазон длины волн, соответствующих разным цветам: самую длинную видимую волну (примерно 750 нм) имеет красный цвет, а самую короткую (380 – 400 нм) – фиолетовый. Человеческий глаз не в состоянии увидеть инфракрасный свет и ультрафиолет.

Сетчатка человека воспринимает эти самые 7 лепестков радуги, о которых сложена считалочка «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»: за красным – оранжевый, а далее – желтый, который пристроился на зеленом, чуть ниже – голубой, синий, а держит все это фиолетовый. Но ведь их гораздо больше – коричневый и салатовый, розовый и горчичный – всех не перечесть. Как определить их место в цветовой гамме, откуда они взялись и как сочетаются с другими цветами – эти вопросы давно будоражили не только художников, декораторов, но и ученых.

Результатом поиска решения проблемы стала попытка Исаака Ньютона соединить первый цвет видимого спектра (красный) с последним (фиолетовым): получился цвет, которого не было в радуге, и который не виден в спектре – пурпурный. Но ведь цветовые сочетания могут быть и между другими цветами. Чтобы лучше увидеть их взаимосвязь, он расположил спектр не в виде линейки, а виде круга. Ему понравилась эта идея, так как в круге было легко увидеть, к чему приведет смешение тех или иных цветов.

Со временем теория цветового круга развивалась, менялась, но ею пользуются и сейчас, начиная от воспитателей детских садов при проведении психологических тестов с детьми и заканчивая физиками, дизайнерами, инженерами и стилистами. Цветовой спектр, представленный в виде разных фигур, дает нам представления о первичных и вторичных цветах, холодных и теплых оттенках. Картина полного круга позволяет определить, какие цвета являются противоположными, а какие – родственными, так как это непрерывный цветовой переход от тона к тону. Также с его помощью можно определить оттенок (hue), насыщенность (saturation), яркость (brightness) – HSB.

Выбор основного цвета

В нашем распоряжении имеется 10 миллионов цветов, но нам необходимо выбрать всего один. Этот цвет будет основным для нашего бренда.

Необходимо обосновывать выбор цвета. Несколько советов, как выбрать основной цвет:

  • Используйте то, что у вас есть. Если у клиента уже есть логотип с установленным цветом, то обычно это и будет начальный цвет.
  • Ликвидируйте цвета ваших конкурентов. Если у одного из ваших сильных конкурентов есть свой фирменный цвет бренда, то не нужно его копировать. Найдите цвета конкурентов, и удалите их из собственных цветовых схем.
  • Подумайте о вашей целевой аудитории. Цвета для сайтов похоронного бюро и детского сада, скорее всего, должны очень отличаться. Подумайте, кто будет использовать сайт, и как вы хотите, чтобы они его воспринимали.
  • Но не становитесь заложником стереотипов. Если вы разрабатываете сайт для молодых девушек, вы не должны использовать розовый. Избегайте клише, чтобы завоевать доверие.
  • Играйте в «слова». Если вы топчитесь на месте, запишите все слова, которые вы связываете с бизнесом клиента. Подбирайте ассоциации, пока не дойдете до самых простых вещей, которые можно ассоциировать с цветом.

Вам нужно выбрать чистый цвет, такие как красный, синий, зеленый, голубой, розовый и тд.

Цветовые Сочетания

Цветовая Гармония — основные приемы создания цветовых схем

Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Основные цветовые схемы

Комплементарные или дополнительные цвета

Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.

Классическая триада

Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Контрастная триада (сплит — дополнительных цветов)

Использование сплит — дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Тетрада — сочетание четырех цветов

Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.

Квадрат

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

История

Само понятие «цветовой круг» использовалось ещё в XVII веке. С его помощью было разработано определённое правило мнемоники, позволившее сформировать, и зафиксировать базовые принципы смешения и сочетания цветов.

Существует несколько вариантов цветовых кругов, но самый известный из них на сегодня создан швейцарским живописцем, педагогом, автором учебного курса Баухауза первой половины XX века Иоганнесом Иттеном. Именно он создал работу под названием «Искусство цвета», в которой изложил базовые принципы формирования такого рода сочетаний.

Первоначальным назначением этого инструмента было упрощение поиска оптимального колористического решения в живописи.

Как нарисовать круг?

Построение цветового круга можно отдать на откуп компьютеру. Но передача оттенков в этом случае будет заметно менее реалистичной. Знатоки рекомендуют не экономить время и создать его вручную, при помощи красок и листа ватмана. Первым делом создаётся контур треугольника – он должен быть равносторонним, с вершиной, на которой располагается жёлтый цвет. Левый нижний угол будет синим, правый – красным.

Определив вершины треугольника, их используют как точки для начертания контуров окружности. По ним внутренняя фигура достраивается до шестиугольника, определяя местонахождение дополнительных цветов второго порядка (оранжевый, зелёный, фиолетовый). Снаружи уже начерченного радиуса выстраивается второй, на некотором расстоянии, с центром в той же точке. Полученная линия делится на 12 равных частей.

Сочетание цветов в интерьере спальни

Цветовая гамма в интерьере спальни должна способствовать расслаблению, поэтому здесь будут уместны приглушенные пастельные и нейтральные тона. Особенно удачно смотрятся сливочные, серые и «вкусные» кофейные и шоколадные светлые оттенки – они наполнят комнату теплом, уютом и не будут раздражать глаз. В качестве дополнительных акцентов подойдут розовые, лиловые и небесно-голубые детали, разбавляющие монохромный цвет в интерьере.

Credit: @

Пример пастельного сочетания цветов в интерьере спальни.

Credit: @

Изумрудно-белая гамма спальной комнаты.

Страстный восточный стиль.

Если же вы хотите добавить немного страсти и таинственности, окружите супружеское ложе эксцентричными оттенками: красным, черным, бордо и фиолетовым. Отлично дополнят картину большие свечи, кружевной текстиль на подушках и балдахин над кроватью.

Ванная

В этом помещении начинается и заканчивается каждый наш день, поэтому палитра сочетания цветов в интерьере должна придавать бодрости утром и успокаивать эмоциональный фон вечером. Чаще всего за основу берут белый цвет, сочетая его с серым, оттенками коричневого или синего цветов. А вот зеленые оттенки будут напоминать о сырости и плесени.

Credit: @

Серо-коричневые цвета в ванной.

Лазурные акценты в ванной комнате.

Детская

Сочетанию цветов в интерьере этой комнаты необходимо уделить особое внимание. Помещение должно нести позитивный эмоциональный заряд, избегая при этом излишне навязчивых оттенков

Часто за основу берется белый цвет, дополняемый розовым, синим, желтым или светло-коричневым.

Пестрая детская комната.

Можно взять за основу желтые оттенки и применить зонирование: зону отдыха отделать пастельным тонами, а игровую – насыщенными солнечными. Оранжевый цвет, или ярко-персиковый, подойдет как для комнаты мальчика, так и девочки. А вот с красным цветом в интерьере стоит поостеречься – его навязчивость и порой даже агрессивность могут всё испортить, посему используйте его исключительно для аксессуаров или же одной единственной акцентной стены. Синий же цвет больше подходит для мальчиков и требует сочетания с другими цветами, иначе дизайн будет однообразным и унылым.

Можно также воспользоваться градацией цветов по возрасту ребенка, описанной Рудольфом Штейнером – чем не научный подход к ремонту?

Credit: @

Пастельные тона в дизайне детской.

Красный акцент в детской комнате.

Коридор и прихожая

Как правило, сюда попадает минимальное количество естественного света, поэтому выбранный цвет в интерьере должен быть светлым с преобладанием природных оттенков.

Credit: @

Роскошный светлый интерьер прихожей.

Credit: @

Широкая черно-белая прихожая.

Устройство круга

Сейчас цветовой круг является базовым инструментом цветового конструирования. Его основу составляют 3 тона: красный, синий, желтый. Результатом их комбинирования являются прочие оттенки, которые тоже отражены в «шпаргалке».

Существуют разные виды цветовых кругов, различающиеся количеством присутствующих в них секторов. Любой круг включает теплую и холодную зоны, что можно заметить визуально: красный, оранжевый, желтый относятся к первой зоне, синий, голубой, зеленый – ко второй.

Цветовой круг Иттена

Именно эта форма представления цветов является сейчас самой популярной. В цветовом кольце Йоханесса Иттена впервые было выделено 12 секторов, поэтому теперь оно считается классическим. Все 12 цветов расположены по окружности так, что контрастирующие тона находятся в противоположных друг другу зонах.

В центре кольца Иттена – треугольник с базовыми тонами (синий, желтый, красный), которые при смешивании позволяют получить все остальные цвета. Треугольник окружен шестиугольником, в котором прорисованы три оттенка, полученные путем смешивания равных долей базовых цветов (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Следующим слоем по окружности расположились другие оттенки зеленого, желтого, синего, красного, оранжевого, фиолетового спектров.

Цветовой круг Гете

Поэт, мыслитель Гете тоже имел свой взгляд на построение цветового круга. Он отмечал существование так называемых «чистых тонов», которые нельзя получить путем смешивания красок. В круге Гете эти цвета чередуются с дополнительными (оранжевый, фиолетовый, зеленый), которые получены путем попарного соединения основных. Несмотря на то, что кольцо Гете на этом замыкается, он тоже отмечал получение всех остальных оттенков при комбинировании предыдущих.

Цветовой круг Гете конца 17 века Современный цветовой круг Гёте

Цветовой круг Освальда

Большой круг Освальда основан на гармонии цветовых сочетаний, то есть на приятных ощущениях, которые испытывает человек при оценке комбинации тонов. Для определения таких сочетаний ученый провел множество исследований, результатом которых стало упорядочивание существующих оттенков.

Как и в прочих системах, в этом круге выделяется основная палитра в центре, но в нее включаются красный, синий, зеленый (на данных тонах строится современная цветовая модель RGB). Затем круг делится на 12 секторов (12 оттенков), каждый из которых состоит из нескольких слоев в порядке увеличения интенсивности цвета к краям. В данной и иных моделях нет черного и белого цветов, поскольку первый воспринимается как максимально возможная насыщенность тона, а второй – как его отсутствие.

Цветовое колесо Ньютона

Исаак Ньютон был первым, кто попытался привести все видимые цвета в единую систему и нарисовать цветовой круг. Кольцо Ньютона включает семь секторов – красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, фиолетовый. Позже ученый добавил к кругу пурпурный, расположив его между красным и фиолетовым.

Несмотря на недочеты, которые потом исправил Иттен (круг последнего считается самым удобным для дизайнеров и художников), именно Ньютон сформулировал первые законы оптического смешивания. Также ученый определил, что при соединении фиолетового и красного получается пурпурный, и ввел его в цветовую модель. Он же обозначил идею самого смешивания тонов при наблюдениях за разложением луча света.

Цветовая система Ньютона из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

Сочетания отдельных тонов

Каждый сектор круга градуирован на светлые и более темные тона, начиная от центра и направляясь к краю. Также все отраженные в круге цвета можно поделить на теплые, холодные и нейтральные, что поможет с подбором нужных комбинаций.

Нейтральные тона

К категории нейтральных относятся серые тона, а также черный и белый цвета. Они подходят к любым оттенкам, прекрасно комбинируются между собой. Тем не менее, интерьер, выполненный только в одном из нейтральных цветов, считается скучным, а порой и мрачным, поэтому к нему обязательно надо добавлять яркие детали. Например, если решено оформить помещение в серых тонах, стоит ввести акценты таких оттенков:

  • розовый;
  • малиновый;
  • желтый;
  • оранжевый;
  • красный.

Теплые цвета

Спектр теплых тонов в цветовой модели широк. Они благоприятно воспринимаются глазом, дарят ощущение уюта и света. Тем не менее, выбрать удачные сочетания только из этой группы не всегда возможно. Например, к теплому красному лучше добавить нейтральный белый, черный или холодный синий. Также отлично будет смотреться комбинация бордового с серым, синим или прохладным зеленым.

Красивые комбинации теплых цветов также встречаются. Например, идеально выглядят вместе коричневый и персиковый, светло-оранжевый. Довольно модным считается тандем желтого, красного, оранжевого. Но чаще всего при оформлении интерьера применяются именно тепло-холодные дуэты, например, шоколад и мята, розовый и голубой, оранжевый и бирюзовый.

Холодные оттенки

Цвета, расположенные в круге от зеленого до фиолетового, считаются холодными. Это ассоциация с водой, травой, они навевают прохладу, освежают в жаркий день, дарят ощущение покоя. Хорошим сочетанием для дома признается темно-синий цвет с красным, разбавленные белым.

К холодной бирюзе стоит добавить розовые, оранжевые, рыжие, коралловые детали, получится невероятно стильная композиция. Удачным считается такой тандем, как синий и желтый цвета: они прекрасно подходят для создания весеннего настроения. Если внимательно посмотреть на цветовой круг и воспользоваться одной из описанных моделей, наверняка получится подобрать идеальную красочную палитру для своего дома, находиться в котором будет приятно и радостно!

Основные схемы сочетаний цветов в одежде

Контрастное дуальное сочетание цветов

Эта комбинация строится по принципу соединения двух цветов, которые находятся друг напротив друга в цветовом круге. Основные контрастные сочетания — это красный и зеленый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый. Контрастными также будут считаться противоположные друг другу промежуточные оттенки — розового и бирюзового, сиреневого и лимонного, морковного и голубого, коричневого и голубого, пурпурного и горохового

Эта комбинация считается одной из самых ярких и характерных, так как объединение контрастных цветов всегда обостряет восприятие и привлекает внимание. Обладательницам светлых волос точно подойдет классическое сочетание красного и зеленого, а темноволосым — оранжевого с синим

Если у вас рыжие кудри, не бойтесь пурпурного и горохового.

Ахроматическое сочетание цветов

Черный цвет поглощает цветовой спектр, белый — отражает его. Оба этих цвета являются ахроматическими, то есть не цветными. Все серые оттенки, расположенные между ними, также входят в категорию ахроматических. Среди наиболее популярных комбинаций — давно знакомые черно-белые, а также серые с белым или черные. Это универсальное решение для всех, так как создать на основе ахроматических сочетаний можно как свежие и торжественные образы, так и более загадочные, почти туманные — всё зависит от вашей внутренней природы.

Монохромное сочетание цветов

Словом «монохром» определяется порядок оттенков, расположенный в одном секторе цветового круга, размещенных на одной линии. Проще говоря, это несколько разных оттенков одного цвета. Это могут быть 3-5 тонов фиолетового, разной светлоты, насыщенности и яркости, от лавандового и нежно-сиреневого до сливового. Также в построении образа могут использоваться лишь 2-3 похожих оттенка, в зависимости от эмоциональной окраски вашего имиджа. С помощью монохромного сочетания цветов проще всего передать настроение легкости и романтики или эксцентрики, когда основной цвет усиливается промежуточным оттенком.

Родственное дуальное сочетание цветов

В этом случае речь идет о комбинации цветов из соседних рядов цветового круга: зеленого и желтого, желтого и оранжевого, красного и фиолетового, синего и зеленого и т. д. Родственными являются любые оттенки, расположенные в смежных секторах круга. Такие комбинации образуют наиболее изысканные стилистические очертания образа, удерживая едва уловимый баланс между умеренностью и раскованностью.

Контрастная триада

Этот приём подходит эксцентричным и экстравертным людям. Триада состоит из трех оттенков. Для того чтобы составить подходящую вам комбинацию, вооружитесь условным треугольником и вращайте его через центр цветового круга. Оттенки, которые будут попадать на вершины треугольника, всегда будут идеально гармонировать между собой. Причем два из них будут контрастны, т. е. комплементарны друг другу, а третий будет родственным одному из них. На основе таких комбинаций получаются наиболее зрелищные и динамические образы.

Родственно-контрастное сочетание цветов

Это своего рода творческий подход, подразумевающий работу с фантазией. Как и в принципе триады, вы можете выбрать два контрастных цвета и дополнить их третьим, который будет родственным по отношению к одному из первых. Однако здесь вам не обязательно пользоваться схематическим треугольником, а предстоит действовать смелее. Например, вы можете выбрать комплементарные оттенки синего и оранжевого, а третьим — соседний фиолетовый, который будет родственным по отношению к синему. Красный и розовый, расположенные на одной линии, роскошно дополнит бирюзовый из противоположного сектора, как, например, у Gucci. Этот приём наиболее интересен, так как развивает фантазию и внутреннее чувство гармонии.

Post Scriptum Color Shemes

Хотим обратить внимание на такой аспект, как вибрирование цвета.

В противоположной, противоположно-разделённой и треугольной схеме цвета при определённых яркостях могут вибрировать.

Проявляется вибрирование в некотором дрожании текста или объекта, что усложняет восприятие.

Еще напоминанием о том, что одни из лучших цветовых гармоний реализует природа, и иногда достаточно обратить внимание на краски за окном. Вдохновение и мотивацию лучше искать на берегу, в лесу, на лугу

Никакие «дриблы» и «пинтересты» не передадут запахи и ветер, и не сфокусирую ваше сознание на создание чего-то нового, удивительного и гармоничного 😉

Противоположные цвета

Цвета, находящиеся в круге напротив друг друга, создают образы, построенные на контрасте. Это такие пары как красный – зеленый, оранжевый – синий, фиолетовый – желтый. Согласитесь, что это довольно-таки провокационные комбинации. Но при правильном сочетании, можно создать яркий и запоминающийся аутфит.

Основной принцип здесь, чтобы один цвет доминировал в наряде, а второй использовался как дополнительный в обуви, сумке или украшениях. Это может быть оранжевое платье, дополненное синим пояском или сумкой. Или зеленый наряд с красными туфлями. Ярко и элегантно.

Для смягчения интенсивности контраста, используйте один из оттенков менее насыщенный. С синим нарядом сумка или обувь выбеленного оранжевого цвета составят более мягкую визуальную композицию.

Интересное цветовое решение получается при использовании двух цветов с одной стороны круга и одного противолежащего. Для желтого это будут сине-фиолетовый и красно-фиолетовы. Такие комбинации выглядят неожиданно и гармонично.

Обратите внимание: Используйте один цвет как доминирующий, а два других в отделке или аксессуарах. Применяя сочетания светлых и темных оттенков можно создать гармоничный лук

Круг дает возможность увидеть, что фиолетовый костюм будет прекрасно сочетаться со светло салатовой блузой и оранжевым поясом. Самому без цветового круга составить такое сочетание просто нереально.

Противоположная цветовая гармония

Противоположная цветовая схема (комплементарная гармония, дополнительная комбинация цветов, двухцветная гармония, complemetary colors) состоит из двух цветов, максимально отдалённых друг от друга на цветовом круге.

У такой схемы самый сильный цветовой контраст. Вдобавок противоположные цвета усиливают интенсивность друг друга.

При использовании комплементарной схемы один цвет является основным, а второй дополнительным.

Если вам необходимо визуально выделить какой-либо предмет, то необходимо в зависимости от контекста использовать правильное отношение цветов, например 1:9, 2:8 или 3:7. В пропорции комплементарных цветов 50% на 50% невозможно понять какой цвет является основным.

Говоря о комплементарной схеме, не подразумевается использование строго противоположных цветов на цветовом круге градус в градус, шаг влево — шаг вправо может приоткрыть интересные гармонии.

Еще стоит обратить внимание на использование третьего цвета в противоположной гармонии — более светлый или более тёмный оттенок подчеркивающий основной цвет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector