Искусство, способное оживить дерево
Содержание:
- Ручная роспись стен в интерьере разных комнат
- Воспользуйтесь генератором подписей онлайн
- Дизайн
- Выбор изображения
- Необходимые материалы
- Городецкая
- Символика элементов
- История возникновения пучужской живописи
- Три мира узоров. Мезенская роспись
- Гжель. Поиск глины для фарфора
- Художественная роспись по дереву
- Пижемская ложка
- Как перенести рисунок на заготовку
- Сочетания цветов
- Городецкая игрушка
- Особенности создания узоров
- Ход занятия:
- Палех
- Каргопольская роспись
- Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
Ручная роспись стен в интерьере разных комнат
Для каждой комнаты следует выбирать изображение, а также цветовую палитру в зависимости от общей интерьерной концепции, стилистики помещения, а также его прямого назначения.
Спальня
Спальня является местом отдыха
Здесь важно придерживаться сдержанных и спокойных оттенков и изображений, избегая агрессивных тематик. Не следует оформлять роспись стен, изображая на них водовороты и водопады, бушующую стихию
Увядающие растения и хищники в спальне также не уместны. Выбирая рисунок для росписи интерьера в спальне можно воспользоваться правилами фен-шуй. Ниже приведена таблица наиболее подходящих картинок для спальни.
Так же можно создать оригинальный рисунок
Больше всего в спальне уместны растения и пейзажи
Для спальни лучше использовать спокойные оттенки
Изображение |
Что символизирует |
Цветущие деревья и пионы |
Мощный любовный оберег |
Бабочки |
Оберег счастья и любви. Нюансом здесь является обязательное наличие парного количества бабочек. |
Пара птиц |
Супружеская верность и взаимные чувства |
Плоды граната |
Символ скорого появления ребенка в семье |
Спокойные солнечные пейзажи |
Символизируют спокойную и размеренную семейную жизнь |
Гостиная
Данная комната является основной в квартире. Здесь семья проводит большую часть своего времени, также устраиваются праздники и прием гостей. Эту зону следует оформлять живописными картинами, олицетворяющими радость и уют. Оптимальным выбором могут служить:
- репродукции знаменитых картин;
- природные и морские пейзажи;
- городские изображения;
- абстракция.
Также при выборе картины следует основываться на стилистике комнаты:
- для классического или викторианского стиля гармонично впишутся в интерьер старинные колонны с видом на море, изображения цветущего сада;
- hi-tech или минимализм хорошо сочетается с черно-белой абстракцией или видом современного города;
- для этнического стиля следует подбирать картины в зависимости от страны и ее культуры, которую вы хотели воплотить (цветущая сакура для японской стилистики, пирамиды для Египта, Елисейские поля и триумфальная арка для французского интерьера).
Для гостиной отлично подойдут городские пейзажи с природой
Гостиную стоит оформить живописными картинами
Кухня и столовая
Нюансом росписи стен в кухонном интерьере является выбор его местоположения. Не следует расписывать стену около мойки или плиты. Постоянный контакт с водой и температурные перепады могут негативно сказаться на настенной живописи. Если же это расположение принципиально для хозяина кухни, следует выбирать влагоустойчивые краски для работы, а также покрыть творение лаком в несколько слоев.
Для визуального расширения комнаты отлично подойдет пейзаж, имитация окна или пикник на природе. Это наиболее популярные дизайнерские приемы.
Если же целью росписи стен интерьера выступает создание специфической атмосферы, оптимальным решением может стать:
- Натюрморт;
- Изображение обеденной зоны в кафе или ресторане;
- Кофейные фантазии и картины с ягодами и фруктами.
После нанесения рисунок стоит обработать защитными средствами
Для кухни отлично подойдут пейзажи
Рисунок стоит наносить на стене где нет мебели
Ванная комната
Основным фактором, который останавливает заказчиков от росписи стен в интерьере сан.узла является повышенная влажность помещения и регулярный контакт стен с паром. Эти аспекты могут значительно испортить настенное творение, однако современные техники и материалы позволяют избежать таких негативных моментов. В таких ситуациях необходимо придерживаться следующих правил.
- Использовать влагостойкую штукатурку.
- Работа проводится специальными влагоустойчивыми красками.
- Покрыть картину несколькими слоями защитного лака.
Соблюдая все эти правила, рисунок прослужит своему хозяину долгие годы, не теряя своих эстетических свойств.
Оригинальным решением для ванной комнаты станет изображение морского дна на стенах вместе с его жителями.
Для ванной подойдут рисунки морской тематики
Рисунок в ванной стоит обработать защитными средствами
Детская комната
Полет фантазии для росписи стен в детском интерьере не органичен. При выборе стилистики рисунка следует посоветоваться с юным хозяином апартаментов. Настенная живопись может превратить комнату в сказку, создавая атмосферу волшебства.
С психологической точки зрения не следует применять для настенной живописи в детской комнате агрессивные изображения и кричащие цвета. Здесь можно использовать:
- подводные пейзажи;
- сказочный лес с феями и животными;
- волшебные замки;
- мультипликационные персонажи и пейзажи.
Стоит отдавать предпочтение спокойным и нейтральным цветам для настенного фона, а вот сами персонажи могут быть нарисованы в ярком и выразительном стиле.
Воспользуйтесь генератором подписей онлайн
Популярные бесплатные генераторы:
- Podpis-Online. Помогает подобрать подпись только по ФИО, выдает более 20 вариантов.
- Megagenerator. Работает на имени, фамилии, создает любое количество подписей (выдает по 5 штук). Есть компактные и крупные варианты, но шрифты часто непривлекательные.
- Ultragenerator. Программа требует ФИО, способна сгенерировать прикольные варианты с завитушками, росчерками. Выдает только 12 подписей – больше сделать нельзя.
- MyLiveSignature. Англоязычный генератор, который предлагает 120 шрифтов, но завитков и росчерков нет. Программа выбирает угол наклона, размер, сохраняет электронный вариант. Минус – работает только с латиницей.
- OnlineSignature. База содержит 13 шрифтов, 11 видов наклона, можно выбрать цвет, размер. Программа создает электронную подпись для документов.
Дизайн
Популярность использования росписи стен в современном интерьере не означает, что выбор сюжета и техники исполнения может быть продиктован отсутствием навыков у домашнего мастера или его сугубыми предпочтениями. У каждого из распространенных вариантов есть целевое назначение.
Черно-белая графика легко впишется в лофт, но будет неуместна в ампире. Изображение черной горы с белой шапкой снега, стилизованный японский пейзаж прекрасно смотрятся в японском стиле. Креативная картинка ночи с фонарем, впечатляющая фреска подойдут для гостиной, а карта мира – для детской.
Есть стандартные стереотипы, от которых можно легко отойти, изобразив на стенке спальни мерцающий космос или заманчивое море, чтобы просыпаться в хорошем настроении. Но тропические листья не должны быть ни в стиле прованс, ни в ампире, ни в традиционном классическом стиле, так же как дерево – в ультрасовременном, для которого характерны металл и камень.
Выбор изображения
Изображение для росписи стен подбирается с оглядкой на основной стиль интерьера помещения. С одинаковым успехом может относиться к классическим (барокко, ампир, модерн) и современным, подходящим под лофт, хай-тек, футуризм). Существует условное разделение на виды по внешним признакам.
Современный пример росписи стенИсточник pinimg.com
Роспись стен карандашамиИсточник www.gerhard-mayer.com
Роспись стен в интерьереИсточник www.gerhard-mayer.com
Графические изображения – распространяются на все без исключения стили. Могут использоваться в помещениях любого назначения. Встречается цветная и чёрно-белая графика. Воспроизводят фрагменты:
- Орнаменты.
- Геометрические фигуры.
- Асимметричные узоры.
Художественная роспись комнатыИсточник ukrsmeta.ua
Роспись стен в виде городской панорамыИсточник www.dizainvfoto.ru
Роспись стен в азиатском стилеИсточник journal.homemania.ru
Пейзажная и сюжетная техника – оптимальное решение для тех, перед кем стоит задача визуального расширения площади помещения. Объёмное художественное изображение увеличивает масштаб, добавляет глубину, тем самым создавая визуальный эффект большего пространства. Конкретные узоры подбираются под определённый стиль:
- Городские панорамы.
- Морской или лесной пейзаж.
- Исторические хроники или что-то иное.
Светящееся изображение в интерьереИсточник static1.abitant.com
Фантастическая роспись стен светящейся краскойИсточник www.rospissten.pro
Рисунки флуоресцентной краской на стенеИсточник artsten.ru
Создание флуоресцентных изображений создает необычайную атмосферу помещения. Вносят своеобразную фантастическую красоту и сказочную загадочность. Светящаяся краска, применяющаяся в росписи стен, не имеет противопоказаний для использования в жилых помещениях.
Граффити на стене квартирыИсточник pinimg.com
Комбинированный вариант использования граффити с фотообоямиИсточник mtdata.ru
Граффити разрисовка стен спальни Источник vsaunu777.ru
Современное граффити – на этапе становления рассматривалось как своеобразный акт вандализма. Сегодня всё происходит иначе. Может стать отличным вариантом для интерьера детской комнаты, гостиной или кухни. Уживается только с современными стилями.
Необходимые материалы
Чтобы освоить даже самые простые техники, нужны качественные материалы. В твоём наборе должны быть:
- Акриловые краски
- Акварельные краски
- База и топовое покрытие
- Гель-лаки разных оттенков
- Набор кисточек
- Типсы
- Палитра
- Тренировочные карты для новичков
- Салфетки и полотенце
- УФ или LED лампа
- Набор для стемпинга
- Дегидратор, обезжириватель, средство для снятия липкого слоя
- Пилки и бафы
- Дополнительные наборы для отдельных техник художественной росписи (по желанию)
- Стразы, блестки, лепнина, фольга, меланж, флок, акриловая пудра для дополнительного декора
Этот список является исчерпывающим для новичков в дизайне ногтей. С повышением мастерства и освоением новых техник нейл-арта, список будет расширяться и дополняться. Большое значение имеют и модные тенденции дизайна ногтей, которые часто основаны на появлении материалов-новинок. Запасись нужным и приступай к увлекательным экспериментам.
Городецкая
Этот промысел родился на Поволжской земле. Жители отдельных сел Поволжья декорировали прялки резьбой, а потом немного подкрашивали резной орнамент. На нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась немалым спросом. А потом роспись заменила вовсе резной декор (подробнее о Городецкой росписи).
5 главных тезисов – городецкая роспись:
- Термин появился в 30-х годах прошлого века, благодаря исследования В. Василенко. Городец был центром сбыта расписной утвари. Одним из отцов-основателей промысла стал иконописец Огуречников, местным мастерам он преподал новые приемы.
- Сначала мастера творили на загрунтованной поверхности, после ВОв начали использовать необработанную древесину. Рисунки, благодаря этому, стали легче и прозрачнее.
- Основа росписи – замалевок, теневка, разживка. Эти этапы являются главным алгоритмом художника. По композициям принято разделять 3 вида: чистая цветочная роспись, картинка с мотивом «Конь» и роспись со сложным сюжетом.
- Узнаваемые детали орнамента – букет, ромб, гирлянда, венок, цветная полоса. Любимой темой рисунков стали экстерьеры домов с резными ставенками, печными трубами, пестрыми наличниками.
- Новичок может начать с росписи простой деревянной посуды – ложек, лопаток. Акрил и гуашь подойдут для этого творческого опыта.
Символика элементов
Борецкая роспись, элементы которой увлекательно рассматривать поочередно, это мир символики и скрытых смыслов. Благодаря этому работа приобретает философский контекст, и влияет на зрителя не шаблон, не конвейерный рисунок, а смысловая подача в декоративном оформлении.
Главные элементы направления:
- птица (птицы) – если крылья ее раскрыты, это могло быть символом власти солнца, но даже иное изображение птицы вызывало ассоциации с теплом, весной, пробуждением, предвестником щедрого урожая и добробыта;
- дерево – это древо жизнь, активность человеческой души в мире;
- конь – чаще в северодвинской росписи обозначал восход солнца, его жизненную силу и могущество;
- тюльпан – символизировал достаток (так как художник вживую диковинного тюльпана не видел, приписывал к нему чужеродные листочки, земляники или папоротника);
- трилистник – у славян означал основу гармоничного сосуществования, в разные времена он был символом триединства природных явлений, а также знаком христианства;
- ягодная веточка – также означала достаток, богатство, налаженный быт (как сказали бы сегодня).
Распространенные орнаментальные типы — уголок, композиция в круге, розетка, ленточный орнамент, композиция в квадрате.
История возникновения пучужской живописи
Этот вид росписи берет свое начало в селе Пучуга, которое расположено на реке Двина Архангельской области. Именно сюда съезжались люди, которые мечтали о душевном покое и жизни по «своим» правилам. Осевшие поляки и старообрядцы активно занимались переписью и написанием книг. Но, самое главное, что в этот труд они вносили частичку своей души. Их руками были не просто переписаны, а оформлены и украшены и многие письмена. Благодаря их творчеству, на страницах появились иллюстрации, расписные заглавные буквы, а так же виньетки, которые обрамляли написанный текст. Несколько позже мастера перенесли искусство с бумаги на дерево. Таким образом возникла традиция украшения домашней утвари.
Особенности пучужской росписи
В основе пучужской росписи по дереву лежит яркий рисунок, в котором преобладает красный оттенок. Он был выбран как основной, основываясь не только на эстетических показателях. Данный цвет нес в себе и практическое назначение. При ежедневной эксплуатации древесина подвергалась температурным и механическим нагрузкам, а так же открыто взаимодействовала с водой. Это приводило к тому, что рисунок частично стирался и терял внешний вид. Чтобы как можно дольше сохранить нарядность изделиям, узор выполнялся в ярких, контрастных тонах. Даже утрачивая первоначальную насыщенность, он оставался заметным.
Пучужская роспись — это уникальный вид искусства, который был создан в древней Руси. Статья рассказывает про историю её возникновения и особенности создания узора.
Нельзя не учесть, что село Пучуга находится на севере. В этом краю преобладают мрачные, холодные цвета. Красочный летний орнамент на предметах быта создавал уют и привносил тепло в жизнь людей, которым так не хватало солнечного света.
Его характерной особенностью являются сложные и простые флористические узоры и орнаменты.
Элементы Пучужской росписи
В основном картинка складывается из изображения растительности: листьев, цветов, побегов; реже туда вписывают сказочных птиц. Отдельное, особенное место занимаю картины с бытовыми и жанровыми сценами. В первую очередь наносят изображения всадников, а так же повозки и сани, на которых катятся люди.
Пучужский вид оформления выполняется на белом фоне. Искусствоведы считают, что этот принцип пошел от привычки рисовать на бумаге. Общий рисунок дополняют сочные зеленые листочки и белые капли. Редко применяется синий оттенок. На полотне выделяется широкая черная обводка.
До нашего времени сохранилось мало изделий, которые выполнены в этом стиле. В Загорском музее содержится несколько экспонатов прялок, которые были расписаны самыми известными творцами. Их создали Кузнецов Филипп Федорович и его сын Кузнецов Федор Филиппович.
Также рекомендуем вам почитать статью: Борецкая роспись: история, символика элементов
При желании вы можете обучиться этому народному мастерству. Ведь изделия, созданные вручную, тем более в таком старинном стиле, ценятся больше всего!
Три мира узоров. Мезенская роспись
Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.
Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.
Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.
Гжель. Поиск глины для фарфора
Гжель как искусство художественной росписи родилась на территории современного Раменского района Московской области. Встарь эти места назывались Гжельской волостью, и на этой местности раскинулись села Бохтеево, Володино, Гжель, Кузяево, Новохаритоново, Турыгино.
Вплоть до XVII века местные крестьяне производили из глины сравнительно примитивную поливную посуду. Ситуация изменилась благодаря промышленной разработке местных глин, пригодных для производства фарфора. Точкой отсчета стало распоряжение царя Алексея Михайловича обнаружить «глины, пригодные» для производства аптекарских сосудов — в 1663 году.
Опыт удался, с 1710 г. аптекарский приказ начал пользоваться здешним сырьем. Аптекари нахваливали качество глин, и настал момент, когда ими заинтересовались промышленники. Их интересовало сырье, пригодное для производства фарфора. По указу царя в 1844 г. создали комиссию, в которую вошли собственник фарфорового завода в Москве Афанасий Гребенщиков и инженер Порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов, получивший горноинженерное образование в Марбургском университете. Пять лет искали нужную глину. В 1849 году после восьми месяцев изысканий были добыты глины, из которых произвели первоклассный фарфор. Об их качестве высоко отозвался сам М. В. Ломоносов, соученик Виноградова.
Художественная роспись по дереву
Существующие сегодня народные промыслы по изготовлению предметов быта основаны на разнообразных методиках. Деревянные изделия представлены в нескольких категориях: в первую очередь, это посуда и кухонные принадлежности. Вторым списком проходят предметы, олицетворяющие изобразительное искусство. Это расписные панно, украшения интерьера, разнообразные предметы обихода. И, наконец, третья категория – деревянная мебель винтажного стиля, расписанная особым образом под старину. Художественная роспись по дереву как таковая применяется во всех трех случаях. Ценность изделий несомненна, поскольку над ними работают профессионалы.
Пижемская ложка
Есть мнение, что народные традиции не дают мастеру «разбега», что ему приходится следовать канону. Но так может сказать только ненасмотренный в плане народного творчества человек.
Если посмотреть, например, на 2 пижемские ложки (одна авторства сына, другая – отца), можно заметить, что мастерам удалось сохранить индивидуальный почерк. И при этом традицию они не нарушили. Тем и интересно это уникальное направление: в художественных мелочах кроется чья-то история, собственный взгляд, способы самовыражения.
Изготавливались пижемские ложки ручным способом, топором да ножом резаком. По форме, размерам и назначению ложки делились на 2 типа. Те, что предназначались для еды, назывались «пижемки». Это очень изящные по пропорциям и форме предметы. В качестве поварешки использовались «ластовицы», то есть черпаки.
Особенности ложек:
- верхнюю часть предмета делали обычно в виде вытянутого овала, по глубине не самого большого;
- могла верхняя часть ложки иметь и каплевидную форму, которая органично сочетается с плоским черенком;
- от черенка в лопастку шел горбоносый переход;
- у «ластовиц» функция иная, нежели у «пижемок», потому и размером она была побольше, и верхняя ее часть была более глубокой;
- ручка «ластовицы» была несколько изогнутая, круглая, заканчивающаяся крючкоподобным завершением для подвесной цели.
И тот, и другой вид пижемской ложки за столетия практически не изменился. Современные мастера изготавливают эти изделия все тем же дедовским способом. Хотя, как и раньше каждый художник имел свои, пусть и едва заметные особенности росписи, так и сегодня мастера стараются сплотить традицию и индивидуальность.
Как перенести рисунок на заготовку
Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.
Трафаретная методика
Перенести рисунок на заготовку можно при помощи трафарета. Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.
Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.
Перенос рисунка при помощи кальки
Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи утюга. Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить
Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру утюга, чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие
Термический способ перевода узора
Точечная методика
Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.
Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.
- На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
- На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
- Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.
Рисунок по эскизам
Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.
- Распечатать рисунок.
- Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
- Закрепить рисунок при помощи скотча и обвести его по контуру.
Перенос эскиза под копирку
Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая картина или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.
Сочетания цветов
В традиционном колорите промысла нет того доминирования цвета, который отличает другие народные направления ремесел в России. Использование цвета сдержанное, но очень продуманное, стройное, изящное.
Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:
- один цвет для всей зелени;
- один цвет для группы цветов;
- один цвет для ягод;
- цвета в росписи контрастируют с цветом фона;
- разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон;
- для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом);
- черный цвет используется для приписок.
На деревянных разделочных досках (до того безликих) горделиво вышагивают изящные пташки, собираются в аппетитные композиции сочные ягоды, открываются миру пышные майские бутоны. Каждый элемент доски, подноса, деревянной посуды появляется, чтобы радовать, петь гимн жизни и прославлять талантливую руку простого русского человека.
Уральско-сибирская роспись тем полюбилась людям, что простота ее изящна, изображения и мотивы понятны каждому, от работ веет нежностью и трепетом по отношению к делу.
Городецкая игрушка
Городецкая роспись для детей интересна, прежде всего, яркими игрушками. Особенно популярными в своем время были фигурки коней с возками и коней-каталок. Лошадки-качалки большой спрос имели после революции, и изделия эти не были простыми. Сохранились подробные описания изготовления таких лошадок: на одну игрушку уходило 30 деталей и 40 отверстий. При этом лошадку делали без единого гвоздя и клея.
Современная лошадка-качалка
В 60-х, 70-х годах прошлого века в игрушечном деле Городца возникли механические игрушки (вроде шарманки), Полька, Развод солдат, перепляс. И многие, конечно, помнят кукольные расписные деревянные гарнитуры, которые часто родители оставляли в наследство уже своим детям. Такие маленькие шкафчики и кроватки до сих пор многие скупают на специальных сайтах.
Ремесло не просто не забыто, оно находит переосмысление, которое невозможно без влияния технического прогресса и запроса общества. Яркая и жизнерадостная городецкая роспись увлекает и детей, и взрослых.
Данное видео рассказывает об истории и традициях городецкой росписи.
Желание самостоятельно нарисовать нарядных петушков в цветочном великолепии, украсив разделочную доску, может проснуться в любом возрасте. В этом особая прелесть народного творчества – зачастую оно действительно доступно народу.
Особенности создания узоров
Волховская роспись особенно живописна, когда-то ее даже называли «сельским Ренессансом». Она прекрасно справляется с задачей воссоздания природных явлений: игры солнца на растениях, естественной колористике природы. Легким и свободным движением кисти художник создает на поверхности лист, стебелек или лепесток. И в каждом таком элементе, кажется, готова уместиться целая радуга.
Даже освоив только базовые элементы, розан и листья, можно создавать интересные композиции. Тот случай, когда красота изделия раскрывается не через сложный орнаментальный или геометрический узор, не через мелкие, тщательно прорисованные детали. Мазок с цветовым переходом, базовые элементы и правильное композиционное решение создают красивую и самодостаточную работу.
Расписные ложки, подносы, тарелки, матрешки, оформленные по-волховски, великолепно смотрятся в интерьерах русских домов. Особенно раскрывается красота народных промыслов на белом базовом фоне. Если, например, у вас на кухне белые стены и в целом светлая отделка, то декоративные яркие расписные пташки (или тарелки, ложки, доски) становятся прекрасным динамическим элементом.
Примеры работ в технике волховской росписи вы можете посмотреть в данном видео.
Вместо приобретения культовых далекарлийских лошадок или других изделий, широко известных в мире, можно купить красивую русскую матрешку или птичку-свистульку. Они не так разрекламированы, но могут сделать ваш дом чуть уютнее, чуть теплее, и самобытнее. Изделия волховской росписи прекрасно подходят для этой цели.
Ход занятия:
Воспитатель- «Доброе утро» придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться
Дети- «Доброе утро»
Воспитатель- «Добро утро» улыбчивым детям
Пусть доброе утро длиться до вечера
— Ребята, сегодня у нас занятие по декоративному рисованию
Декоративное рисование- это украшение различными орнаментами предметы быта, посуды, шкатулок, мебели. Орнаменты которые мастера используют для росписи, Бывают самые разные. Посмотрите какую выставку для вас приготовили мастера разных орнаментов.
-Ребята давайте вспомним и назовем какие росписи вы знаете (хохломская, гжельская)
Ребята как вы думаете почему роспись называется городецкой? (мастера жили городе Городец, поэтому роспись называется городецкой.)
Городецкая роспись по дереву знаменитый народный промысел Нижегородского края. Название роспись получила от города Гордец.
Городецкие мастера изготавлевали из дерева различные предметы: солонки, коробочки, шкатулки, разделочные доски и другие предметы быта.
Городецкую роспись трудно спутать с какой либо другой, как величаво её своеобразие. Очень нравится Городецким мастерам рисовать различных птиц-фазанов,петухов,кукушек,голубей.
Ни одно Городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов похожих на купавки, бутоны, ромашки. Ещёмастера любили изображать: прогулки кавалеров с дамами, всадников, словно чудо тут и там распускается.
2) Она круглая как чашка (разан) а зовут её (ромашка).
3)Ей в жару не будет жарко, она в воде, она (купавка).
4) Он не броский, круглый он. – нераскрывшейся (бутон).
Из каких элементов состоит Городецкая роспись (Разан, купавка, бутон, листья).
Как вы думаете что делает нарядными, красивыми и живописными Городецкие узоры (оживка)
Оживка-это белые штрихи, на элементах узора. Он оживляет и освежает рисунок.
А разживка – это штрихи на элементах чёрных красок делают рисунок ярким и выразительным.
Городецкая роспись, как же её нам не знать?
Здесь жаркие кони, Молодецкая сталь.
Здесь такие букеты, что их даже не описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать, ни пером описать!
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь
Птицы смотрят из ларца
ЧУДО РОСПИСЬ
ГОРОДЦА!
Ребята а хотите стать Мастерами и Мастерицами?
У меня есть заготовки, и я вам предлагаю нарисовать свой Городецкий узор САМОСТОЯТЕЛЬННО!
НО с начало разомнём пальчики!
Пальчиковая гимнастика «Кисточка»
Кисточку в руках катаю.
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик,быть послушным научу!
Звучит спокойная Русская народная музыка.
Дети САМОСТОЯТЕЛЬНО работают.
Пока краски подсыхают,предлагаю вам немножко отдохнуть.
И давайте проведём физкультминутку?
«Цветы»
Дети приседают, изображая нераскрывшиеся бутоны цветов.
«Раз-два-три выросли цветы!» Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальчики.
К солнцу потянулись высоко! – тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёчки качал.
Раскачивают руками влево-вправо над головой.
Влево качнулись- низко пригнулись –Накланяются влево
Вправо качнулись – низко пригнулись – Наклоняются вправо
Ветерок, убегай! Грозят пальчиком
Ты цветочки не ломай! Приседают
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются
Детям радость принесут! Руки вверх, раскрывают пальчики.
И так, краска подсохла, можно нанести оживку.
«Выставка работ»
И так 1) Расскажите, какие элементы вы использовали? (рассказывают 3-4 ребёнка)
С чего начинаем рисовать Городецкие цветы?
На сырую или на сухую наносится оживка?
Какой узор мы с вами рисовали? (Городецкие)
Палех
Палехская роспись — народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.
До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.
Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью — от рисунка невозможно было глаз отвести.
В настоящее время палехская роспись по дереву — это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.
Каргопольская роспись
Этот национальный промысел родился в Архангельской области. Его истоки уходят в 13 век, найденные гончарные изделия археологи датировали именно этим столетием. Изначально люди лепили посуду, востребованные гончарные изделия, а в свободное время, на потеху детишкам, делали игрушки. Спросом они не пользовались, потому на продажу их фактически не выставляли.
Но сложилось так, что в историю вошла именно каргопольская игрушка. Сделана она преимущественно в деревенской тематике: крестьяне, вылепленные народными умельцами, трудолюбивы и веселы. Они или кормят скот, или работают на поле, или суетятся по дому. Немало и праздничных фигурок, лихих танцоров и музыкантов с гармошками.
Животных каргопольцы тоже лепили: и настоящих, и мифических. Например, Полкан – полуконь-получеловек изображался с орденами и в форме. Деталь игрушек не прорабатывали, многие элементы одежды были схематичны. Но при этом все наряды яркие, заметные. И каргопольская роспись также сакрализировала своих персонажей: женщина – это земля-кормилица, медведь – уважаемый хозяин леса, рогатые животные – слияние неба и солнца.
Узоры на игрушках простые, даже примитивные – волнистые линии, треугольники, круги, цветы, стихийные знаки. Но и в них сама жизнь с народа с ее представлениями о мироздании, о красивом, вечном, правильном.
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.
Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.
Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.