Работа с изделиями для полировки эпоксидной смолой

Содержание:

Процесс рисования эпоксидной смолой

Посетив мастер-класс по использованию эпоксидной смолы для творчества, можно научиться созданию настоящих шедевров. Подготовка заключается в подборе необходимого инвентаря:

Пленка для защиты рабочей поверхности.
Малярный скотч. Он нужен, чтобы закрыть те элементы будущего рисунка, на которые не должна попасть эпоксидка.
Ножницы.
Строительный уровень

Перед началом работы важно проверить, чтобы поверхность была ровной, горизонтальной.
Перчатки для защиты рук, фартук и очки.
Стаканчики или другая емкость для смешивания цветов.
Деревянные палочки.
Дополнительные средства – палочки, зубочистки, трубочки. Иногда может понадобиться строительный фен.
Ацетон или другой растворитель

С его помощью убирают смолу, которая еще не успела застыть.
Газовая горелка используется для подогрева смолы, если нужно удалить из нее пузырьки воздуха.
Грунтовка. Она наносится на основу (дерево, фанеру) для предотвращения впитывания материала.

Подготовив все необходимое, можно начинать рисовать. Процесс состоит из таких этапов:

  1. Подготовить поверхность. Поставить на нее подставку для планшета. Вместо нее можно использовать одноразовые стаканчики. Разместить планшет сверху, заклеив его по периметру малярным скотчем.
  2. Произвести грунтовку основы.
  3. Закрасить смолу, добавив в нее по несколько капель подходящей краски. Вылить массу на основу, сформировав рисунок палочкой или своим пальцем.

Существуют и другие техники рисования, в которых главным материалом выступает эпоксидная смола, мастер-классы помогут их освоить.

Техника безопасности

Материал подвергается полной полимеризации спустя сутки, некоторые смолы можно эксплуатировать лишь через 48 часов. Начинать шлифовку можно только после отверждения эпоксидки, иначе изделие будет испорчено. До завершения полимеризации смола вредна для здоровья, она выделяет токсичные вещества. Не менее вредно вдыхать частички пыли во время шлифовки. Поэтому рот и нос следует защитить респиратором, глаза – очками, руки – перчатками. По завершении работы помещение надо тщательно проветрить, одежду постирать.

Дизайнеры и рукодельницы научились сохранять целые миры, застывшие в стекле. На самом деле все эти ракушки, крохотные бутоны, листья и букашки навеки застыли не в стекле или янтаре, а в простой и доступной каждому эпоксидной смоле. И не нужно иметь лабораторию или отдельное помещение, чтобы создать ее самостоятельно. Сегодня мы с вами узнаем, как создать эпоксидную смолу своими руками, а после сделать с её помощью свой собственный шедевр.

После перемешивания эпоксидной смолы с отвердителем (независимо отечественной или импортной ПЭО-10К, ПЭО-610КЭ, Crystal resin) смесь иногда сильно разогревается, были даже случаи, когда она дымилась и вскипала. От чего это происходит?

В
процессе отверждения эпоксидной смолы
происходит экзотермическая реакция,
сопровождающаяся выделением теплоты. Количество выделяемого экзотермического
тепла зависит от толщины и площади
полимеризуемой композиции.
Если приготовлена
большая масса, а теплоотвод затруднен, 
тепло
ускорит реакцию, которая в свою очередь
приведет к выделению новой порции
экзотермического тепла и т.д. Процесс может
стать лавинообразным, эпоксидная композиция
вскипит (вспенится), станет мутно-белой,
совершенно непригодной к применению. 

Чтобы
избежать саморазогрева смолы, з
амешивайте небольшие порции с учетом рекомендаций производителя.
Для ювелирных смол ПЭО-10К-20/0, ПЭО-610КЭ-20/0, Crystal
resin установлен максимальный замес 100-150 г.,
отсюда следует, что масса заливаемого за один раз
изделия тоже не должна превышать 100-150 г. Если
замешали больше, например, массу 300 г., то её
нужно как можно быстрее разлить 1) по большой
поверхности с хорошей  теплоотдачей или
2) в заранее приготовленные формы или 3) растарить в 3-4
емкости (предпочтительнее в мелкую плоскую
посуду) постепенно расходуя до момента
схватывания. При заливке крупноразмерных
изделий или ваз с цветами для имитации воды
нужно использовать составы с
низкой скоростью отверждения ПЭО-210КЭ-20/0, ПЭО-310КЭ-20/0,
ПЭО-710КЭ-20/0. Иначе без
трудоемкой послойной заливки не обойтись.

Как можно избежать того, чтобы ювелирный компаунд не стекался от краёв изделия и на поверхности не образовывались «проплешины». Помогает только лишь второй слой заливки, но хочется добиться того, чтобы с первого раза все было нормально.

 Полнота
смачивания компаундом зависит от трех
основных факторов: 1) соотношений
поверхностных натяжений на трех межфазных
границах: подложка-компаунд-воздух-подложка,
2) начальной вязкости компаунда и 3) состояния
поверхности.
Очевидно, в вашем случае 1) и 3) факторы
неблагоприятные — подложка плохо
смачивается эпоксидной композицией. Нужно менять материал подложки
либо вводить в компаунд специальные
добавки, что не всегда возможно из-за
ухудшения прозрачности. Изменить
состояние поверхности путем шлифовки также
вряд
ли удастся, т.к. испортится заливаемая
картинка, а обезжиривание, я надеюсь, вы
делаете.  Остается использовать 2) фактор —
вязкость. Чтобы компаунд не стекал, не
заливайте его сразу свежеприготовленным,
дайте выстояться пару-тройку часов (это
зависит от марки компаунда и температуры
окружающей среды и определяется опытным
путем), потом заливайте.

Особенности

В магазине наверняка будет представлен ряд двухкомпонентных компаундов, состоящих из основного материала и отвердителя. В таком виде эпоксидка наиболее подходит для работ. До смешивания компоненты остаются в жидком виде сколь угодно долгое время, это означает, что мастер может приступить к подготовке состава и заливке тогда, когда ему будет удобно, без временных ограничений.

В процессе полимеризации компаунд сохраняет свой объем, не давая усадки. Прозрачность смолы не меняется при воздействии ультрафиолетового излучения, поэтому столешницы сохраняют свой эстетичный вид на протяжении всего срока эксплуатации. Текучесть смолы позволяет декорировать плиту столешницы самыми различными способами. Несмотря на прочность материала, смола может расплавиться при воздействии высоких температур. Поверхности нельзя полировать или шлифовать при помощи УШМ.

Если сравнивать себестоимость производства со стоимостью готового изделия, то материал получается относительно недорогим. Альтернативные варианты существуют, однако для того, чтобы они имели аналогичные показатели прочности, гидроизоляции, долговечности, придется проводить дополнительную обработку, что повлечет за собой увеличение затрат.

Эпоксидная смола одновременно выполняет несколько функций. Помимо создания прозрачной поверхности, она служит материалом для стабилизации древесины. Компаунд не просто покрывает дерево сверху, но и проникает в мельчайшие поры. Кстати, если в качестве декора используются фотографии, природные материалы, цветки растений, то под слоем эпоксидки они длительное время остаются в первозданном виде. Некоторые дизайнеры видят в заливке способ сохранения семейных фото.

Возможности смолы в художественном творчестве также должны быть оценены по достоинству. Варьируя цветом, мастер может создать имитацию водоемов, звездного неба, растительного мира. Также интересны идеи абстрактного характера. Добавлением в состав люминофора получают светящиеся элементы. Помимо этого, диэлектрические свойства эпоксидки позволяют монтировать электрические цепи для подсветки. В качестве источника света обычно используются светодиодные ленты.

PVA-разделители

Не стоит путать данные разделители с ПВА – поливинилацетатным клеем, используемым повсеместно. PVA-разделители форм от эпоксидных отливок представляют собой термостойкие составы на основе поливиниловых спиртов. Многие, особенно те, кто имеет дело с эпоксидкой, формуя детали в малом судостроении, предпочитают PVA-разделители из-за их способности блокировать выделение стирола из отливок или изделий, сформированных слоями стеклоткани и смолы.

Может продаваться также в виде обычной жидкости, расфасованной во флаконы емкостью от 0,5 литра.

Среди положительных свойств состава выделают:

  • Нанесенный на молды, помогает эффективно отделять от них отливку или пропитанную смолой стеклоткань, продлевая срок их службы.
  • Формирует ровную и глянцевую поверхность получаемых изделий.
  • Можно применять и как финиш-слой для формирования окончательного варианта поверхностей с заданной степенью их гладкости, так и в виде самостоятельного разделителя эпоксидного состава и формы (молда).
  • Хватает нанесения одного слоя. Время застывания не более часа.
  • Позволяет извлечь изделие из формы без хлопот и без разрывов и иных деформаций.

Работаю с вашей смолой ПЭО-610 не первый год. Но тут случилась неприятность — через 5 месяцев хранения компонент А частично «отвердел», хотя контакта с компонентом В не было… В чем дело?

Ничего
страшного не произошло. Просто компонент А
(эпоксидная основа) закристаллизовался.
Прогрейте его при температуре 80-90 ºС
часа два и смола растает, потом перемешайте,
физико-химические и оптические
свойства при этом останутся прежними. 

Можно сказать,
что склонность к кристаллизации в
определенной степени характеризует «чистоту»
эпоксидной смолы: чем чище эпоксидная смола,
тем скорее она закристаллизуется. Ввиду
отсутствия на отечественном рынке
низкомолекулярных эпоксидно-диановых смол
оптического качества в начале 90-х годов нам
приходилось очищать промышленную смолу ЭД-22
методом молекулярной дистилляции. В
результате конечный продукт ЭДД-25 при
комнатной температуре всегда был в
закристаллизованном виде! Все зарубежные
немодифицированные аналоги эпоксидных
смол ЭД-20, ЭД-22 с цветностью по платиново-кобальтовой
шкале менее 50 Apha склонны к кристаллизации в
той или иной степени. По нашим наблюдениям
процесс кристаллизации ускоряется при
хранении смолы в негерметичной таре и при
низкой температуре.

Требования

Сразу следует отметить, что сэкономить на материале не получится. Те модификации смол, которые отличаются низкой стоимостью, едва ли подойдут для творчества, так как они не удовлетворяют требованиям, представленным ниже. Среди технических параметров практическое значение имеет минимальная толщина слоя. Ни одному мастеру не нужно моментальное застывание смолы. После заливки компаунд должен успеть заполнить все полости, а пузырьки воздуха – выйти на поверхность.

Помимо этого, при наличии декора, возможно, потребуется внести некоторые корректировки по его размещению. Если взять смолу в объеме, меньшем, чем рекомендуется, то она начнет схватываться очень быстро, что негативно повлияет на качество изделия. Как правило, первый слой смолы используют для фиксации декора у основания столешницы.

Многие новички предпочитают выбирать марки смол, позволяющие произвести заливку столешницы за один прием, однако здесь есть определенный нюанс.

  1. Во-первых, послойная заливка позволяет создавать трехмерные изображения при декорировании каждого слоя.
  2. Во-вторых, большой объем смолы, который приходится заливать за один раз, может спровоцировать интенсивное выделение тепла при отверждении.

Если мастер решил остановить свой выбор на смоле с максимальной толщиной слоя в 5-6 см, то следует отдать предпочтение тем моделям, у которых продолжительное время жизни, ибо оно гарантирует низкую скорость реакции взаимодействия компонентов.

Как правило, на окончательное отверждение уходит около суток. Тем не менее, необходимо ознакомиться с инструкцией, чтобы уточнить этот параметр. Дело в том, что последующий слой можно заливать только после полного отверждения предыдущего слоя. Остальные критерии выбора связаны со стоимостью и популярностью производителя. Если стоимость определить очень просто, то рейтинг производителей и поставщиков придется изучать дополнительно. Полезно воспользоваться советами и подсказками опытных мастеров. Мы приведем несколько примеров популярных марок, которые по всем своим параметрам удовлетворяют требованиям для заливки столешниц.

Сколько нужно ждать между заливками слоев?

Повторную заливку
смолой можно делать, когда смола достигнет гелеобразного состояния. Химические
процессы ещё не закончились и в результате совместного отверждения двух слоев
сшивка будет лучше, а поверхность раздела — практически незаметной.
Применительно к ПЭО это время составляет при комнатной температуре: 4-5 час для
ПЭО-10К-20/0, 5-6 час для ПЭО-610КЭ-20/0 и 7-8 час для ПЭО-510КЭ-20/0. Марки
ПЭО-10КЭ-20/0 и ПЭО-210КЭ-20/0 позволяют заливать слои толщиной до 10-15 см за
раз, поэтому заливать их в два слоя практически бессмысленно, в этом
уникальность этих составов.

И ещё. Если все же
так случилось и процесс отверждения прошел полностью, не спешите заливать второй
слой сразу. Пройдитесь прежде мелким зерном по поверхности и только тогда
наносите второй слой. Шлифовка обеспечит лучшее сцепление.

Выбор эпоксидной смолы

Эпоксидная смола является синтетическим полимером. Этот материал не используется в чистом виде. Он проявляет свои свойства только после контакта с отвердителем.

В зависимости от сочетания компонентов, можно сделать смолу:

  • твердую;
  • жидкую;
  • высокопрочную;
  • резиноподобную.

После создания чертежа – проекта, можно выбирать и расходный материал. При выборе материала следует учитывать следующие характеристики:

  • материал должен быть прозрачным. Тогда можно будет добиться любого визуального эффекта: сделать 3 D эффект, установить подсветку, вложить любые предметы;
  • продолжительность жизни. Выбранный вами материал должен медленно застывать. Это даст возможность сформировать узоры, орнаменты и придать изделию нужную форму;
  • отсутствие усадки. Материал не должен терять объем при заливании;
  • степень вязкости. Материал с низкой вязкостью, хорошей текучестью будет заполнять даже самые труднодоступные участки и предотвратит образование пузырьков внутри изделия.

Совет. Хорошо себя зарекомендовал состав ЭпоксиМастер, с помощью которого можно изготовить столешницу, стойкую к отслаиванию и образованию трещин.

Изготовление опалубки

Опалубка позволит сохранить столешнице форму, ведь приготовленная изначально смола обладает текучестью. Самое время для изготовления опалубки – время застывания слоя смолы, которым покрыли элементы декора. Борта опалубки определяют габариты будущей столешницы. Естественно, во внутреннем пространстве слэб или другие заготовки должны без проблем помещаться. Периметр опалубки может повторять форму доски или быть больше нее. Если площадь формы больше площади доски, то вокруг последней будут образовываться слои эпоксидной смолы.

В качестве материала для формы подойдет металл, дерево, пластик, ламинат, фанера или ДСП. Более гладким поверхностям отдается предпочтение, так как после отделения столешницы в местах соприкосновения будут образовываться неровности. Бортики опалубки следует сделать несколько выше, чем планируемый уровень поверхности столешницы.

Между стенками образуются щели, через которые смола будет просачиваться. Эти щели заделываются герметиком. Здесь нужно проявить аккуратность, чтобы герметик был нанесен ровным слоем. Опытные мастера идут на такую хитрость: указательный палец оборачивается полиэтиленом или пищевой пленкой, а затем смачивается в воде. Герметик разглаживается и получится идеально ровный угол между стенками. Процедуру эту следует провести как можно быстрее.

Для создания формы идеально подходит ламинированный лист ДСП. Если же используется фанера, то ее желательно предварительно покрыть воском или любым другим разделительным составом. Бюджетный вариант – наклеить скотч или простелить пленкой. Пленка должна лечь ровно, без складок, иначе на торцах столешницы будут оставаться следы. Альтернативный вариант – опалубка из стекла, смазанного слоем жира. В целом, идея понятна, а способов реализации существует множество.

Монтаж металлического каркаса, играющего роль ножек

Для ножек можно выбрать любой материал, всё зависит от веса столешницы. Я выбрал профильную трубу. Она была отрезана по нужным размерам под углом в 45º в местах соединений и сварена. В целом каркас можно сравнить с остовом аквариума.

Отпиливаем профильную трубу под углом для производства сварных соединенийПри помощи струбцин я прижал отпиленные части профильной трубы к верстаку и проварил швы

Сварные швы здесь должны быть сделаны максимально качественно. Всё-таки вес древесины и эпоксидной смолы довольно велик.

Ножки удобнее приваривать, используя угловые магниты, удерживающие деталь в нужном положении

Сама металлическая конструкция была окрашена обычным аэрозольным баллончиком в чёрный цвет. Оставалось просверлить в металлических профильных трубах отверстия под фиксирующие шурупы и, привернув каркас к столешнице, перевернуть её, поставив на ножки.

Высверливаем отверстия под крепёжные саморезы

После того, как это действие было выполнено, я покрыл получившийся стол вторым слоем масла. Можно было оценить полученный результат, что я и предлагаю вам сделать.

Итоговый результат трёхдневной работы:

Статья по теме:

Полировка и доведение до глянцевого блеска

Изделие считается готовым после того как оно окончательно затвердело или произошло постотверждение. Изделие обязательно должно набрать прочность. Иногда на это уходит от 5 до 7 дней.

После окончательного постотверждения можно приступать к шлифованию и полировке изделия. Во время этих операций происходит придание готовому изделию ровности и доведение предмета мебели до глянцевого блеска.

Во время полировки нужно постоянно смачивать изделие водой, чтобы оно не перегревалось. Если произойдет перегрев во время полировки, смола начнет плавиться и забивать абразивную бумагу.

При полировке обращают внимание на обороты. Недостаточное количество приведет к некачественной полировке, а избыточное количество может испортить эпоксидный слой готового изделия, внешний вид столешницы и перегреть поверхность

Во время полировки особое внимание необходимо уделить торцевой стороне столешницы. Если на торец выходит камень, его нужно было отшлифовать до окончательной заливки

Во время полировки нужно аккуратно пройти по поверхности и потом покрыть лаком.

Если предмет мебели заливной, то есть полностью состоит из эпоксидного материала, его полировать нужно с особой тщательностью. Застывшую смолу полируют с применением специальной машины. Процедура полировки может быть произведена мастером самостоятельно.

Глянцевый блеск изделию придаст обработка его полиуретановым лаком. Полиуретановый лак не только придаст глянцевый блеск отполированной смоле, но и предотвратит желтение столешницы при попадании на нее солнечных лучей.

Обработка лаком должна производиться в несколько этапов. После каждого нанесения лака нужно проводить промежуточную шлифовку. Все это даст яркий глянцевый блеск, больший, чем при одной шлифовке без использования лака.Столешница может быть отполирована до зеркального блеска, что на мебели выглядит очень эффектно.

Преимущества эпоксидной смолы и её отличия от эпоксидного клея

Несмотря на то, что в названии присутствует слово «смола», в ее составе вы не найдете натуральных компонентов, ведь это полностью синтетический продукт, создаваемый в лабораториях для очень многих сфер – от строительства до рукоделия.

Эпоксидная смола
– это смесь из двух компонентов: отвердителя и самой смолы. В зависимости от соотношения частей отвердителя и смолы, входящих в нее, может быть густой, жидкой или даже плотной

Поэтому очень важно при замешивании эпоксидной смолы в домашних условиях соблюдать инструкции, приведенные на этикетках

Свойства эпоксидной смолы

Эпоксидная cмола отлично подходит для создания бижутерии, декоративных элементов и даже покрытия больших поверхностей. Она обладает следующими свойствами:

  • она очень прочная,
  • не подвержена абразивному износу,
  • прозрачна,
  • хорошо гидроизолирована,
  • абсолютно нетоксична после застывания.

Не забывайте, что на полках магазинов можно повстречать и эпоксидный клей, который для нас совершенно не подходит. Начнем с того, что сам клей – производный продукт от смолы. В его состав входит не только эпоксидная смола, но еще и растворитель, пластификатор, отвердитель и наполнитель. Поэтому он тоже прочен, не подвержен износу и крепко держит склеиваемые детали.

Отличия между смолой и клеем

Есть существенные отличия между смолой и клеем, которые вскрывают недостатки, неприемлемые для наших целей:

  1. Клей имеет определенное время застывания, которое невозможно контролировать, в то время, как застывание смолы можно ускорить.
  2. Смола долго сохраняет прозрачность, в то время как клей достаточно быстро начинает желтеть.
  3. Эпоксидный клей менее эластичен и быстрее застывает, в то время как смола более податлива и позволяет работать с ней с большей аккуратностью.
  4. Клей можно использовать только для соединения деталей, а смола подходит для изготовления бусин и других фигур заданной формы.
  5. В зависимости от пропорции, используемой при смешивании смолы и отвердителя, мы можем получить нужную консистенцию, подходящую именно под наши нужды, клей же продается в качестве готовой смеси.

Как пользоваться?

Мастер-класс по использованию эпоксидной смолы для творчества позволяет получить полное представление о том, как именно нужно работать с этим материалом. В первую очередь следует соблюсти стандартные меры безопасности: надеть резиновые перчатки и маску или респиратор, обеспечить свободный приток воздуха в помещение, застелить рабочее место полиэтиленом или клеенкой, убедиться, что температура воздуха не превышает +25°С.

Приготовление эпоксидной смолы требует приобретения определенного набора расходных материалов:

  • компаунда и отвердителя;
  • одноразовых медицинских шприцев или мерных стаканчиков с миллиметровыми делениями;
  • деревянного шпателя для размешивания состава;
  • чистых емкостей разного размера.

Перед началом работ рекомендуется прочесть прилагаемую производителем к расходным материалам инструкцию. Пропорции у разных составов меняются, единого рецепта нет. Далее компоненты соединяются в небольшой миске или чашке, кювете. Точность пропорций обеспечит использование стаканчиков или шприцев с мерными делениями. Не следует приготавливать слишком много смолы сразу, она может начать полимеризацию ранее, чем будет израсходована.

Соединенные отвердитель и компаунд аккуратно и тщательно перемешиваются в выбранной емкости. На этой стадии к ним можно добавлять глиттеры и пигменты. Некоторое время нужно выполнять круговые движения, убирая пузырьки воздуха, добиваясь однородности состава. Если они все же образовались, смесь отстаивают и подогревают. Воздушные камеры поднимутся и будут доступны для удаления.

До полного застывания эпоксидной смолы обычно проходит 20-24 часа

Важно на протяжении этого времени сохранять правильную температуру в помещении. Для ускорения процесса можно отправить заготовку в духовой шкаф на 20 минут при температуре +80°С, а затем оставить при комнатной температуре до полной кристаллизации

Заливка в молды

Готовая смола может применяться по-разному. Чаще всего ее отливают в силиконовых формах – молдах, придавая нужную форму. Такие заготовки используют для изготовления мелких предметов. Благодаря особенностям силиконовых молдов застывшая смола легко от них отходит. Существуют готовые решения для колец, брелоков, кулонов.

При использовании декоративных природных элементов — раковин, камней, их промывают и обезжиривают, травы, мох, цветы тщательно сушат. Затем эти компоненты укладываются в молд и заливаются смолой. Порядок действий может быть разным.

  • С предварительным размещением декора. В этом случае декор укладывается на дно формы. Затем готовится смола — ей нужно отстояться не менее 30 минут. По завершении этого процесса эпоксидная основа заливается в молд. Останется лишь дождаться, пока заготовка затвердеет и зачистить ее неровные кромки абразивными инструментами — надфилем, мелким напильником.
  • С заливкой смолы. После заполнения формы декор в ней распределяется при помощи зубочистки. Это позволяет создавать изделия с симметричным и более сложным наполнением.

После застывания изделие из смолы может подвергаться дополнительной шлифовке и механической обработке. Чаще всего достаточно наждачной бумаги, но можно использовать абразивные пилки для маникюра и педикюра. В ходе шлифовки возникает много пыли – стоит защитить глаза, нос и рот.

Отливка в рамках

Изделия из эпоксидной смолы можно изготавливать не только в молдах. Существуют специальные металлические оправы и рамки. Их основное отличие заключается в необходимости шлифовки готового украшения с лицевой и изнаночной сторон. Нижнюю грань оправы на время заливки обычно помещают на поверхность клейкой ленты, чтобы исключить вытекание смолы снизу. Так же можно добавить в оправу элементы декора — листья и цветы растений, небольшие поделочные камни, фотографию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector