Как самостоятельно сделать односкатную крышу в гараже и в чём её особенности
Содержание:
- Как произвести все расчеты?
- Односкатная крыша – общее устройство
- Строительство крыши для гаража
- Односкатная кровля
- Материалы для строительства гаража
- Особенности устройства
- Видео с подробным разбором технологии
- Гидропароизоляция
- Строительный процесс
- Недостатки односкатной кровли
- Устройство односкатной крыши
- Нюансы проектирования
- Как сделать односкатную крышу гаража практически ↑
- Заключение
Как произвести все расчеты?
Каркас навеса включает в себя опоры, прогоны и обрешетку. На параметры металлических конструкций влияют общие параметры фермы. Эти значения указываются в ГОСТе.
Опоры производятся из круглой стальной трубы диаметром от 4 до 10 см. Также их делают из профилированной стальной трубы 0,8 х 0,8 см. Высчитывая установочный шаг опор, учитывайте, что расстояние между ними не должно превышать 1,7 м. Несоблюдение данной рекомендации негативно повлияет на прочность и устойчивость гаража.
Обрешетку делают из профилированной стальной трубы с параметрами 0,4 х 0,4 м. От материалов, использованных для производства, зависит установочный шаг обрешетки. Продольная деревянная решетка крепится с шагом в 25-30 см, а металлическая решетка – с шагом 70-80 см.
Расчет нужного количества всех материалов выполняется по специальным формулам, которыми умеют пользоваться специалисты.
Если же вы хотите выполнить все расчеты и составить план строительства самостоятельно, лучше воспользоваться специальным онлайн-калькулятором.
Односкатная крыша – общее устройство
Из-за внешней простоты односкатные крыши часто недооценивают. Действительно, у неё предельно простая и незатейливая конструкция. Но прямолинейные формы задают скромный, при этом элегантный вид всему зданию. Это позволяет сделать яркие акценты и легко достичь индивидуальности в оформлении фасада.
Однако, зачастую потенциал не используется и наполовину. Ведь такую крышу хорошо запланировать под жилое помещение – вся площадь задействуется максимально эффективно. Получается просторное светлое помещение – вместо глухих фронтонов вполне возможна установка больших панорамных окон. Но на них стропила не положить, для этого нужна более надёжная опора – если не капитальные стены, то хотя бы мощный каркас. Поэтому конструктивные элементы те же, что и у всех крыш: мауэрлат, сами стропила, при этом не исключаются прогоны, лежни, а дополнительную прочность обеспечивают стойки с подкосами. Вся простота заключается в том, что у крыши всего один скат, значит – одна плоскость для разметки, выравнивания – вообще для работы.
Строительство крыши для гаража
Как сделать односкатную крышу своими руками? Рассматривать данный вопрос будем на примере строительства такого популярного объекта, как гараж с односкатной крышей.
Прежде чем начать стройку крыши, нужно провести небольшие подготовительные работы.
Как правило, начинать нужно с выбора материала для ее обустройства. Возможны следующие варианты:
- черепица;
- металлопрофиль;
- металлочерепица;
- ондулин;
- рубероид.
Для каждого материала характерны свои особенности и преимущества, которые надо учитывать в каждом конкретном случае. Следующее, что нужно сделать — это рассчитать угол наклона односкатной крыши. Обычно наклона в 25 градусов будет более, чем достаточно. Минимальный уклон может быть и другим, все зависит от особенностей конструкции. Наклон влияет на способность кровли убирать навалившийся снег и осадки с поверхности. Как правило, на металлопрофиле вода будет задерживаться сильнее, чем на других материалах
Также при расчете угла наклона нужно учитывать месторасположение постройки, неважно, это будет односкатная крыша гаража или дома. Если местность ветреная, то угол можно делать немного меньше
Ну а если постройка стоит в тихом тенистом лесу, где ветра почти не бывает, угол делается больше.
Для строительства будут нужны:
- стропила (стропильная система односкатной крыши имеет свои особенности);
- балки;
- обрешетки, возможно, и перекрытия.
Далее можно переходить к самому процессу. Строительство такого объекта, как односкатная крыша своими руками, пошагово будет выглядеть следующим образом:
Особое внимание уделяется устройству балок. Конструкция такова, что они должны находиться на расстоянии 0,7-0,8 м друг от друга
Установка производится на сейсмопляс или мауэрлат.
Односкатная крыша на гараж проектируется таким образом, что бы ее нижняя часть была расположена с подветренной стороны.
Далее к балкам монтируются стропила, которые являются опорой для самой высокой части крыши. Количество стропил и балок должно быть одинаковым. Как результат, должен получиться прямоугольный треугольник из балок и вертикальной стропильной доски.
После этого устанавливается стропильная нога, которая позже будет служить опорой для обрешетки. Одним краем она находится на краю балки в нижней части крыши, второй — на вертикальных стропилах.
Для каждой балки все действия из вышеуказанных пунктов повторяется.
По окончанию начинается монтаж обрешетки. Оно организуется при помощи брусков 50х50 мм, которые нужно прибивать поперек стропил. Шаг между ними должен делаться такой, чтобы шиферный лист (как вариант, использование этого материала) мог перекрыть с запасом стоящие рейки с каждой стороны по 15 см.
Пройдя все указанные этапы, можно получить лишь неполный ответ на вопрос, как сделать односкатную крышу гаража, потому что на данном этапе закончено лишь строительство каркаса. После этого можно переходить к кровле. Если используется шифер, то установку его нужно начинать с нижних рядов. Крепление осуществляется специальными шиферными гвоздями в местах стыков четырех шиферных листов. Дополнительно к каждому листу по краям прибивается еще по 2 таких гвоздя, что будет препятствовать его поднятию от порывов ветра. После чего крышу можно утеплить.
Односкатная кровля
Это самый простой и доступный вариант возведения крыши для гаража – с ним справятся даже новички в строительном деле. В качестве стропил (несущие конструкции) можно использовать скрепленные под две доски или металлические/деревянные балки.
Пошаговая инструкция возведения односкатной крыши для гаража:
- Подготовленные стропила укладывают вдоль гаража, при этом они должны опираться на деревянный брус сечением 10х10. Не забудьте под эти деревянные бруски уложить слой гидроизоляционного материала – это может быть обычный рубероид в 2 слоя.
- Сверху по стропилам крепится влагозащитная мембрана – это делается строительным степлером.
- Далее вдоль стропил (непосредственно по ним) крепят контробрешетку из дерева, а уже на нее крепится деревянная обрешетка в перпендикулярном направлении. Обрешетка может быть сплошной, или располагаться с определенным шагом – тут уж выбор делается в индивидуальном порядке.
- Укладывается кровельный материал – это делается строго по технологии, которую разработал производитель материала.
- Утепление кровли делается либо внутри гаража (теплоизоляционный материал «подбивается» на потолок), либо между стропилами. Если выбран первый вариант, то обязательно гидроизоляционный материал покрывается парозащитной пленкой.
Видео-инструкция по монтажу односкатной крыши:
Материалы для строительства гаража
Для того чтобы создать проект объекта предлагается рассмотреть фото уже построенных гаражей для автомобилей, что поможет вам не только определиться, но и убедиться в профессиональном подходе мастеров компании. При строительстве гаража могут быть использованы разные материалы, в частности выбирая материал кровли, вы можете остановиться на таких вариантах, как:
Кровля гаража будет выполнена правильно, только если мастерами будет грамотно выбран угол наклона ската крыши, при этом стропильная система позволяет возвести надёжную крышу, которая будет служить в течение длительного срока. Кроме этого вам потребуется определиться с материалами для возведения стен, причём в этих вопросах можно прислушаться к советам специалистов компании, которые имеют громаднейший опыт в данном направлении деятельности.
Особенности устройства
Чтобы понять, как сделать односкатную крышу на гараже, необходимо разобраться с ее устройством. Вся конструкция обычно состоит из таких важных и дополняющих друг друга элементов:
- Стропильная система – самый важный элемент кровли, отвечающий за способность всей конструкции выдерживать нагрузки, а также необходимый для последующего крепления на него всех остальных составляющих;
- Обрешетка, которая является опорной частью для последующей укладки кровельного материала;
- Изоляционный слой, который включает как гидроизоляцию, так и термоизоляцию, необходимые для поддержания оптимального и стабильного микроклимата в помещении гаража;
- Кровельное покрытие. Материал, покрывающий всю конструкцию сверху и необходимый для защиты от внешних факторов;
- Дополнительные элементы (необходимые как для усиления, так и для стабилизации всей конструкции).
Стропильная система
Об особенностях строительства стропильной системы односкатной крыши рассказывается в видео:
https://youtube.com/watch?v=isx9IagCHIA
Стропильная система односкатной крыши монтируется достаточно просто и не требует особых навыков, но имеет при этом свои отличительные черты. Чаще всего для ее монтажа используют деревянный брус, предварительно обработанный антисептическими составами, предотвращающими гниение и проникновение грибка в древесину при размокании.
- Мауэрлат. Обычно это брус 150*150 мм, необходимый для создания прочной и устойчивой основы всей конструкции. Он устанавливается на боковые стены, и служит для равномерного распределения веса крыши, передавая его на несущие стены. К стенам он крепится при помощи анкеров. Между стенами и мауэрлатом устанавливается гидроизоляционный слой;
- Стропильная нога. Для ног выбираются бруски сечением 50*150 мм, их длина должна превышать ширину гаража как минимум на 40- 50 см, чтобы можно было сформировать необходимый для отхода влаги свес крыши. При установке стропильных ног между ними выдерживают расстояние от 60 до 110 см;
- Свес. Длина, на которую стропила выступают за периметр постройки. Если этот параметр недостаточный, то стропильные ноги удлиняют, добавляя кобылки;
- Фронтон. Часть стены между углом крыши и карнизом, которую при строительстве гаража выстраивают до монтажа крыши и не делают обособленным;
- Обрешетка – основа, на которую укладывается кровельный материал. Она может быть решетчатого типа (с различной величиной расстояния между листами фанеры, применяемая для крыш из профнастила и металлочерепицы) или сплошного, которая применяется для крыши из мягкого или рулонного материала.
При строительстве односкатной крыши стропильная конструкция может быть смонтирована одним из способов:
- Подвесным (с упором на концы);
- Наслонным (наличие промежуточной опоры).
Если пролет, который образуют опорные стены, не превышает 5 метров, то можно смело ограничиваться установкой на стропильную систему только ригелей (горизонтальных элементов). Они крепятся в местах соединения мауэрлата со стропилами.
Особенности стропильной системы зависят от материала стен здания и его размеров.
Поперечное сечение стропильных ног выбирается в зависимости от таких факторов:
- Веса стропильных ног, обрешетки, гидроизоляционного слоя и утеплителя;
- Вес кровельного материала;
- Нагрузки атмосферного типа (осадки, ветер и т.д.).
Внимание! Чем больше частота установленных стропил, тем меньшая нагрузка приходится на каждую стропильную ногу.
Видео с подробным разбором технологии
Наглядная информация в помощь тем, кто решился на строительство односкатной крыши над гаражом своими руками: видео превосходно демонстрирует процесс сооружения.
Сооружение обрешетки под укладку рубероида:
Укладка рубероида на односкатную крышу:
Обзор вариантов строительства односкатной крыши с подробным изучением технологии строительства поможет соорудить надежную конструкцию собственноручно или гарантирует надлежащий контроль работы нанятых строителей.
Всё большее количество людей имеет автотранспортное средство, которое используется для комфортного и выгодного передвижения по местности.
Для того, что авто без поломок эксплуатировалось в течение максимального срока, необходимо не только регулярно проводить техническое обслуживание, но и обустроить нормальное место для содержания автомобиля.
Для этого возможно провести строительство каркасного гаража с односкатной крышей, который будет удобен в использовании и будет служить на протяжении большого периода времени.
Гидропароизоляция
Схема утепления односкатной крыши.
Настилаем гидропароизоляцию своими руками на обрешеточные рейки. Чтобы избежать попадания воды под саму пленку, настил производится снизу вверх, с нахлестом около 10-15 см. Обычно для наилучшего результата применяют полиэтиленовую пленку, абсолютно не пропускающую воду. Она к тому же довольно долговечна, обладает самой маленькой ценой по сравнению с остальными средствами изоляции. Крепить пленку к рейкам нужно с помощью строительного степлера.
Начинаем настилать шифер на обрешетку. Работу начинать надо снизу. Все происходит рядами, чтобы верхние листы шифера накладывались на нижние. В местах, где пересекаются четыре листа, которые находятся по соседству, крепление осуществляют при помощи специальных гвоздей. По кромке крыши каждый шиферный лист прибивают двумя гвоздями с равными промежуточными отрезками.
Чтобы в дальнейшем избежать задувания осадков под шиферные листы либо их срыва ветром, в верхней и нижней частях крыши, непосредственно на стропильные лаги, крепятся ветровые доски.
Строительный процесс
Крыша гаража односкатной формы обладает примитивной стропильной системой. Древесину для нее предпочтительно выбрать хвойных пород. Предварительная обработка антисептиками и антипиренами продлит срок службы кровельной конструкции. Гараж, пристроенный к основному зданию, значительно сокращает смету строительства. И не только за счет наличия смежной стены, необходимость в подведении коммуникаций также отсутствует.
Следующий алгоритм поможет разобраться в вопросе, как сделать односкатную крышу на гараже:
- Монтаж мауэрлата. Верхняя часть стены гаража покрывается гидроизоляционным материалом. В мауэрлате и стене готовятся отверстия для анкерных болтов. Сохранить прочность мауэрлата поможет их ограниченное количество. Точка установки крепежных деталей рассчитывается таким образом, чтобы избежать совпадений с участком врезки стропильных ног.
- Монтаж стропильной системы. После нарезки элементов стропильной конструкции, на концах ног готовят пазы для фиксации на мауэрлат.
- Обустройство односкатной крыши начинают с крепления крайних стропильных ферм.
- Для ровной установки остальных элементов между крайними фермами натягивают леску, по которой и ориентируются в процессе монтажа. Функцию крепежных элементов выполняют гвозди.
- Стропила застилаются гидроизоляционным материалом, фиксация проводится рейками контр-обрешетки.
- Качественной гидроизоляции односкатной крыши способствует монтаж гидроизоляции внахлест 10- 15 см.
- Исходя от типа кровельного покрытия, идет монтаж обрешетки – сплошной или решетчатой.
- Монтаж односкатной крыши продолжается креплением кровельного покрытия. Ондулин или металлочерепецу начинают фиксировать снизу внахлест с каждым последующим листом. Саморезы с каучуковой головкой – оптимальный вариант крепежных деталей, которые закрывают собой отверстие в результате деформации.
- Внизу скат дополняется ветровой доской и системой водостока.
Недостатки односкатной кровли
Несмотря на все преимущества, данный вид крыш имеет некоторые недостатки, о которых тоже необходимо помнить:
- Небольшое пространство под крышей. Поэтому вряд ли в здании с такой кровлей получится сделать мансарду или чердак.
- Малое подкрышное пространство способствует менее эффективной теплоизоляции.
- Такая кровля отлично справляется с ветром, если он дует с ее нижней части. В случае, если он поменяет свое направление, надежность крыши уменьшится.
Главная проблема, которая может возникнуть в процессе использования зданий с такими крышами, появляется при выпадении большего количества осадков, чем на то рассчитана сама крыша согласно проекту. Если после частых и сильных снегопадов накопленный снег не будет сходить, это может вызвать повреждения кровли. Как вариант здесь, регулярно удалять снег самостоятельно.
Устройство односкатной крыши
Организовывают требуемый уклон односкатной крыши за счет перепада высот противоположных стен. Одна стена здания получается значительно выше другой. Это ведет к увеличенному расходу материалов для стен, но стропильная система получается очень простой, особенно для построек небольшой ширины.
Односкатная крыша для сарая
При достаточной несущей способности стен стропильная система односкатной крыши опирается на мауэрлат, закрепленный к стене. Чтобы распределение нагрузки было более равномерным, верхний ряд кладки стены армируется продольной арматурой (для кирпичных стен, из бетонных блоков) или поверх последнего ряда заливается армопояс (для стен из легких бетонов, известняка, ракушечника). В случае с деревянным или каркасным строением роль мауэрлата обычно выполняет последний венец или верхняя обвязка.
При недостаточной прочности строительного материала стен большую часть нагрузки можно перенести на перекрытие. Для этого устанавливают стойки (шаг — порядка 1 метра), на которые укладываются прогоны — длинные бруски, идущие вдоль здания. На них и опираются тогда стропильные ноги.
Как перенести нагрузку со стен на перекрытие
При заливке армопояса или кладке последнего ряда, в него, с шагом в 80-100 см устанавливаются шпильки, при помощи которых затем мауэрлат крепится к стенам здания. В деревянных домах, если не делать армопояс, заложить шпильки невозможно. В этом случае допускается установка на штифты с шестигранной головкой. Под штифт, через мауэрлат сверлится отверстие, на пару миллиметров меньше диаметра штифта. В него забивается металлический стержень, который притягивает деревянный брус к стене. Соединение затягивается при помощи шестигранного ключа требуемого размера.
Нюансы проектирования
Несмотря на простоту оформления односкатной крыши, к этапу проектирования следует отнестись со всей серьезностью. Просчеты неминуемо приведут в дальнейшем к плачевным результатам.
Направление уклона
Проектирование односкатной конструкции начинают с определения направления уклона ската. Преобладающим ориентиром является направление ветра, факторы удобства и легкости монтажа стропил отодвигаются на второй план.
Даже если гараж закрывают более высокие здания, особенности участка могут спровоцировать разрушительное действие ветра. Дизайн территории или расположение на рядом стоящем здании ливневки также имеет значение при решении вопроса.
Определение крутизны
Найти оптимальную крутизну ската, выраженную в градусах ( α ), следующий этап проектирования. Односкатная крыша для гаража обычно имеет угол наклона 25 о , максимально допустимая величина – 30 о . Превышение параметра увеличивает уязвимость односкатной крыши к ветровой нагрузке, второй аспект – нелепость при визуальном восприятии. Уклоны, не достигающие 10 о , провоцируют увеличение снеговой нагрузки на кровлю гаража, в период оттепелей отток воды затрудняется.
Тип кровельного покрытия гаража – очередной фактор, оказывающий существенное влияние при определении угла односкатной крыши. Если владелец заранее определился с декором кровли исходя из общего дизайна, характеристика материала учитывается при составлении проекта. Приведенная ниже схема поможет определиться с подходящим кровельным материалом гаража для различных углов наклона односкатной крыши.
Числа в кружочках обозначают материал кровли и минимально допустимую крутизну уклона, при которых дальнейшая эксплуатация гаража не принесет неприятностей и разочарований.
Изложенную информацию можно условно разделить на три фактора, которыми руководствуются при расчете крутизны односкатной крыши:
- Особенности климатических условий региона, в котором планируется возвести гараж с односкатной крышей. Пологие сооружения, где крутизна не достигает 10 о , можно обустраивать в регионах с высокой ветровой нагрузкой при условии отсутствия обильных осадков. Выбор крутизны односкатной крыши в пределах 20-25 о допускается при отсутствии существенных воздушных потоков или если гараж является пристройкой к основному зданию.
- Материал кровельного покрытия. Для пологих крыш гаража активно применяются рулонные материалы (полимерные, битумные или комбинация обоих видов). При крутизне 15-20 о крышу гаража рекомендуется оформить металлическими листами или шифером. Для более высокого угла односкатной кровли подойдет металлочерепица или профнастил.
- Сочетание с покрытием расположенного рядом здания приветствуется. Если достичь одинаковой фактуры не представляется возможным, стоит позаботиться хотя бы о цветовом сочетании односкатной кровли гаража и близлежащих построек.
Органичность участка с гаражом прослеживается на следующем фото:
Как сделать односкатную крышу гаража практически ↑
Учитывая размеры гаража, для него можно выполнить упрощенную стропильную систему с горизонтальными стропилами. Деревянные балки можно укладывать вдоль или поперек гаража. Однако, более целесообразным считают поперечное расположение. Это расположение выгоднее хотя бы тем, что брус по ширине гаража может иметь более короткую длину.
Балки для среднестатического гаража (ширина порядка 4 м) имеют сечение 100х50 мм, для большей ширины гаража лучше использовать 100х60 мм или больше. Балки укладывают с шагом не больше одного метра.
Выполнив установку, деревянные балки необходимо зафиксировать при помощи шурупов или уголков к стенам гаража или заложить в последующем кирпичом.
Устройство обрешетки и изоляции
Как только работы по установке и надежному фиксированию балок будут закончены, приступают к настилу обрешетки. В качестве материала для обрешетки может служить как обрезная, так и необрезная доска (шалевка). Последний вариант считается оптимальным, потому что обходится раза в два дешевле, чем обрезная, а конечной виде их трудно отличить.
Несколько обрезных досок, которые обычно идут с шалевкой рекомендуется укладывать по бокам крыши, чтобы исключить щели. Если для настила используют шалевке, ее очищают от коры. При укладке и прибивании необходимо проследить за отсутствием больших щелей. По сравнению с настилом из обрезной доски, конечно, возможны небольшие щели, но это не сопоставимо с разницей в цене этих материалов. После утепления и подшивки щели станут практически незаметными.
На заметку
Следует отметить, что не для каждого кровельного материала односкатная крыша для гаража должна обязательно иметь сплошную обрешетку, однако крыша со сплошным настилом – надежнее
Следующий этап – это обустройство гидроизоляции, которая должна защитить от проникающей воды внутреннее пространство гаража. Для этих целей используют различные материалы, скажем, рубероид или специальные подкровельные пленки (гидробарьер, евробарьер).
Самым бюджетным вариантом остается рубероид. Его стелят снизу вверх таким образом, чтобы образовалось небольшое перекрытие в пару сантиметров. В этом случае вода, попавшая из под кровельного материала, будет скатываться, не попадая под низ, то есть доски.
Подкровельную пленку укладывают аналогично, закрепляя нержавеющими гвоздями или скобами. Рубероид же просто прибивают гвоздями.
Укладка кровли на гаражную крышу
Далее на деревянном настиле укладывается кровля гаража. Выбор кровельных материалов для односкатной крыши гаража достаточно большой, и каждый из материалов имеет свои индивидуальные особенности и преимущества.
- Профнастил – обладает стойкостью к атмосферным осадкам, его можно использовать повторно, хотя он и так относительно недорог.
- Шифер – неплохо смотрится, несложно монтируется, эксплуатационный срок – 30-40 лет, но не всегда оправдан для небольших гаражей.
- Фальцевая кровля – полосы из тонкого листового металла несложны для монтажа и надежны, однако дешевизной этот вариант не отличается.
- Черепица или металлочерепица – больше подходит для покрытия капитальных каменных гаражей большого и среднего размера
- Рулонные материалы (рубемаст, рубероид, толь и т.д.) – стоят недорого, легко и быстро укладываются и, главное, прочны и эффективно защищают помещение. Если рубероид может служить до 10-15 лет, то его современные аналоги – среднем до 30-40 лет.
Заключение
На этом основные этапы по обустройству гаража с односкатной крышей закончены. Следование рекомендациям исключит риск протекания или деформации конструкции, а автомобиль получит надежную защиту от неблагоприятных условий.
Крыши с одним скатом – вариант, идеально подходящий для обустройства гаражей. Широко распространенные на просторах отечества пологие плоскости авторитетно завершают солидные кирпичные постройки и небольшие каркасные боксы.
Принцип строительства значительно проще, чем возведение двухскатной соперницы. Работы проводятся гораздо быстрее, и результат служит дольше, что весьма убедительно действует на самостоятельных мастеров. Однако для успешного завершения дела следует твердо знать, как сооружается односкатная крыша для гаража, каким способом ее разумней устроить.