Кокошник: кто на самом деле придумал главный женский головной убор на руси

Содержание:

Самшура, моршень и шишак

Самый распространенный на Руси вариант кокошника XVIII–XIX веков также нередко назывался «шамшурой» (от старославянского «шамшить» — «жать, мять», а также «невнятно говорить»). Чаще всего его носили жёны в Вологодской и Архангельской губерниях. Оттуда моду на него привезли и в Центральную Россию.

Основой самшуры была «сморщенная», в сборку шапочка. По праздникам его делали более высоким, покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапочки надевали платок.

Княгиня Орлова-Давыдова. 1903 год

Интересная вариация кокошника была в ходу у псковских женщин — так называемый шишак, традиционный свадебный головной убор. Шишечки, которые его украшали, обозначали плодородие, и считалось, что сколько их на шишаке, столько детишек женщина и родит. Нашивались шишечки-«детишки» спереди и украшались жемчугом. По нижней кромке шла также жемчужная, тонкой работы сеточка — «поднизь». Сверху шишак покрывался на свадьбу белым, расшитым золотом платком, и передавался как семейная реликвия из поколения в поколение. Продать такой кокошник можно было за весьма крупную сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.

Одна из самых необычных разновидностей кокошника — «каблучок», распространенный в Тверской губернии. Это исключительно праздничный головной убор, поэтому он обязательно расшивался драгоценными камнями, золотыми нитями и сам был из шёлка и бархата. Цилиндрической формы «каблучок» надевался на широкую поднизь, вышитую жемчугом. В таком кокошнике часто писали портреты русских женщин художники.

Кокошники стали выходить из моды только в конце XIX века. Постепенно их сменили убрусы — шали и платки.

О кокошнике подробно

В разных губерниях России носили разные по форме, конструкции, деталям, украшениям кокошники. Обычно это связывалось с региональными обычаями выкладывания волос, которые собирались косами либо жгутом. Их закручивали вокруг головы, выкладывали надо лбом, разделяли надвое и прятали в области висков, маскировали их на затылке.

Виды кокошников

Использование разных головных уборов, объединённых общими признаками, объясняется проживанием женщин на разных территориях. В зависимости от этого можно подразделить их на следующие группы:

  • рогатый (однорогий или двурогий) кокошник;
  • седлообразный — представляющий собой особый головной убор, где передний элемент высоким округлым верхом, как седлом приподнимается над задней частью. Он всегда сопровождался налобником в виде расшитой ленты или узенькой тканевой полоски с вышитым орнаментом;
  • круглая форма плоскодонной шапки — всегда очень богато украшена, эту разновидность нельзя было встретить без вышивки золотыми или серебряными нитями, бисера, перламутра или жемчугов. Сверху накидывался сложенный углом платок, края которого фиксировались под подбородком;
  • кокошники, имеющие плоский овальный верх, выступы возле лба и лопасти в зоне ушей — эти головные уборы венчал белый платок, на котором золотом были вышиты орнаменты.

Однорогие кокошники имели деление на три вида:

  1. как равнобедренный треугольник;
  2. как конус с удлинённой передней частью;
  3. как высокая шапочка с плоскоокруглым верхом.

Из чего их делали?

Основой для них служила береста, позже их делали из плотного картона. Обшивали богатыми тканями, использовали бархат, парчу, кумач. Покрывалом для волос служили тонкие, лёгкие материалы. Украшения не мыслили без вышивки, позумента, бисера, жемчуга, бус, в моделях для богатых жён и дев присутствовали драгоценные каменья.

Детали и их значение

Кокошник дополнялся и украшался разными видами лопастей, обнизей, позатыльников и другими деталями, которые в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга:

  1. Обнизи (поднизи) скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
  2. Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
  3. Сбоку кокошник часто украшался ряснами – длинными нитями из жемчуга или бисера.
  4. Лопасти закрывали уложенные волосы в области ушей.

Что означает вышивка?

Необычные узоры с чередующимися элементами размещались на самых видных частях кокошника. Воплощение символов и обрядов в древних народных орнаментах нашло своё отражение в вышивке на гребне и очелье головного убора.

Солнце как символ источника жизни в древних верованиях обладало величайшей силой, которая очищала и защищала человека. Этим символом украшаются подавляющее большинство вышивок, расположившихся на нарядах и предметах быта россиян. Земле предавались человеческие черты. Она представлялась русичам женщиной, которая высоко подняла руки с птицами.

Ещё одним из популярных символов, присутствующих на вышивке, являлась птица. Русский человек всегда считал, что птица может принести ему только одно добро. Конь выступал как символ хранителя домашнего очага и воспринимался самым сильным домашним животным. Дерево, древо жизни — самый древний символ, который воплощает понятия предков об устройстве мира (Вселенной). Их наивные представления о райских садах в небе и о произрастании там чудо-дерева, которое приносит волшебные плоды, нашли отражение в орнаментах вышивки кокошников.

Дополнения к наряду с кокошником

Верх его часто покрывался убрусом или фатой (дымкой, вуалью). Платок носили, сложив его треульником. Способ соединения концов платка — закалывание в области шеи. Прекрасное тонкое покрывало-фату тоже носили заколотым впереди или же позволяли ему свободно спускаться и закрывать плечи, спину, грудь.

Женские головные уборы на Руси

Головной убор для женщины в старину был не просто функциональным украшением: он рассказывал о семейном и социальном женском статусе, месте проживания и даже о наличии детей.

Русский юг в древние времена по традиции жил беднее и консервативнее Севера, который развивался за счёт активной торговли с заморскими купцами. Поэтому и старинные одежды, и головные уборы здесь можно было встретить довольно продолжительное время в царской России. Визуально наряд южнорусской женщины был похож на бочонок. Увенчивался он обычно «сорокой» или «кичкой» — кокошником разных конструкций и фасонов.

Как связать крючком кокошник для девочки

Для ребёнка лучше связать лёгкий аксессуар, в котором малышка не устанет. Поэтому стоит выбирать тонкие нити. А вот с украшениями нужно быть очень осторожными. Даже хорошо накрахмаленное изделие может не выдержать, если полотно перегрузить украшениями.

Для работы потребуется:

  • пряжа ирис 2 мотка белого цвета;
  • бусины 7 мм для украшения;
  • крючок 0,85.

Выполнение работы

Начало работы

При помощи крючка и ниток выполнить первоначальный набор воздушных петель. Для модели потребуется 68 петель. Вяжется изделие не по кругу, а прямыми и обратными рядами. Стоит быть очень внимательными при подсчёте петель. По центру для большего подъема требуется прибавление воздушных петель. Всего в кокошнике необходимо провязать 11 рядов.

Придание формы

Начиная с 8 ряда, следует перенести много петель и немного запустить концы кокошника, чтобы изделие получилось дугообразным.

В схеме для большего подъема использованы, кроме столбиков с одним накидом, ещё и столбики с двумя накидами. Для них потребуется аналогичная техника исполнения, но вместо одного оборота рабочей петли нужно сделать два.

Самая выдающаяся деталь выполнена большим количеством воздушных петель. Но стоит быть внимательными, поскольку в ряду использованы и столбики без накида, чтобы соединять воздушные петли первого элемента со вторым.

Завязка и украшение

Для завязки использовать атласную ленту. Нужно просто пришить её к краям полученного вязаного шедевра. Украсить готовый вариант бусинами. Просто пришить несколько крупных по углам ракушек, не перегружая изделие излишне. Лучше использовать для каждой ракушки по одной бусинке в самом верхнем углу. Так и узор останется виден, и изделие получится не таким тяжёлым.

Важно! Изначально полученный аксессуар не будет стоять ровно, так как он из очень тонкой нити. Его необходимо накрахмалить

Накрахмаливание кокошника

Для того чтобы кокошник был идеально ровный и стоял, а не сползал, как мягкая салфетка, его требуется подготовить. Для подготовки необходимо накрахмаливание. Сделать это можно несколькими способами. Речь не только о концентрации крахмала для раствора. Можно накрахмалить и при помощи клея, как бы парадоксально это ни звучало. Только вязаный детский кокошник лучше обрабатывать крахмалом.

Подготовка раствора

Для работы понадобится:

  • крахмал — 2 столовые ложки;
  • вода — 1 литр.

Развести в стакане холодной воды весь крахмал и хорошо перемешать. Нагреть на плите 1 литр воды и постепенно ввести в него крахмал. Снять с огня и дать слегка остыть.

Положить вещь в раствор на 20-30 минут. Затем растянуть на ровной поверхности, дать хорошо высохнуть изделию.

Важно! Не стоить отжимать изделие после того, как его вынули из раствора. Это может испортить волокна и растянуть в ненужных местах петли

Такую процедуру далее необходимо будет проводить с кокошником после каждой стирки.

Кокошник своими руками для русского народного костюма: использование текстиля

Смастерить головной убор собственноручно несложно, если иметь навык и необходимые материалы. Чаще всего такой вариант изготавливают из тканевой основы. К подобным моделям имеется специальная выкройка.

Подробная выкройка русского народного кокошника своими руками

Встречается несколько разновидностей выкроек, по которым в дальнейшем совершается пошив этого головного убора. Попытаемся сделать самую простую фигурную модель, для которой даже не понадобится навык профессионального шитья.

Ёлочные украшения на головном уборе подойдут к зимним праздникамФОТО: westwardnadia.blogspot.com

Прямой или фигурный вариант выкройки зависит от назначения русского народного костюмаФОТО: pinme.ru

Для того, чтобы сделать правильную выкройку необходимо скачать или самостоятельно вырезать подходящий шаблон из картона. Он же и станет основой для будущей женской короны.

Как сшить кокошник своими руками по выкройке: пошаговая фотоинструкция

В зависимости от того, к какому торжеству готовится костюм, зависит нарядность головного убора. Например, к Новому году потребуется много бусин, пайеток и тематических украшений. Для простого танца, достаточно красивого тканевого украшения. Рассмотрим на примере, как правильно выполнить кокошник для снегурочки своими руками. Ниже приведена пошаговая инструкция.

Иллюстрация Описание действия
Берём фольгированный изолон и на нём обводим шаблон основной детали головного убора. Вырезаем его
Основу для кокошника смазываем своими руками силикатным клеем и скрепляем с картонным шаблоном. Аккуратно прижимаем и даём материалу высохнуть
Берём креп-сатин, обводим фигуру кокошника по шаблону, затем вырезаем острыми ножницами
Все края аккуратно обжигаем спичками или зажигалкой. Это нужно для того, чтобы полотно не распускалось
Откладываем заготовку и берём шаблон, склеенный из двух деталей. К нему крепим с помощью клея оставшийся кусок материи. Обводим фигуру, отступив от краёв 1,5-2 см. Отрезаем по разметке.
Выполняем мелкие надрезы по краям, затем обрабатываем их клеем и прижимаем к внутренней стороне заготовки. Даём изделию высохнуть и обрабатываем клеем второй раз
Приклеиваем к тыльной стороне ту деталь, которую ранее отложили
Приклеиваем к краю заготовки серебристую кайму с узором. На тыльной стороне выполняем то же самое. Можно использовать такую же или любую другую ленточку
Берём кружево и вырезаем из него интересные мотивы. Размещаем их подходящим образом на будущем кокошнике, приклеиваем детали. При желании, дополняем изделие бусинами

Кокошник готов. Его можно дополнительно украсить стразами или полубусинами. Крепят их обычно на термоклей. После того, как работа над головным убором окончена, необходимо прикрепить резинку между двумя внутренними краями. С помощью неё изделие будет удерживаться на голове.

Рогатая и копытообразная кики

Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.

У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.

Русский народный костюм своими руками

Содержимое страницы

Русский народный костюм – это удивительная одежда, созданная женщинами, жившими на Руси. Такой костюм является выражением яркой черты национальности, сочетающий в себе удивительные методы: вышивка, ткачество и вязание.

Русский народный костюм берёт свое начало в 12 веке. Его носили люди любых сословий: крестьяне, бояре, купцы. Такой костюм был отражением родословной и содержал в себе информацию о том, чем занимались те или иные люди.

Русский народный костюм своими руками выкройки

Собранные нами выкройки помогут Вам сшить русский народный костюм для любого роста. Сшить русский народный костюм по выкройкам под силу даже тем, кто не разу не имел дело с шитьем.

Русский народный костюм для девочки своими руками

1. Изготовление сарафана для русского народного костюма достаточно простое. Для начала снимаем мерки с ребенка. Сарафан русского костюма состоит из:

  1. переднего полотнища 1 деталь;
  2. полотнища спинки 1 деталь;
  3. лямок 2 детали;
  4. вставки 2 детали;
  5. обшивки верхней части 2 детали.

Выкройка ниже подготовлена для детей ростом от 120 до 140 сантиметров.

Эту выкройку необходимо перенести на выбранный материал и вырезать его. Материал необходимо выбрать красного, синего или оранжевых цветов

Обратите внимание на яркость ткани. Такой материал должен подчеркнуть особенность русского костюма

Начинаем собирать наш костюм по следующему алгоритму:

  1. для начала сшиваем по бокам элементы переда, спины и вставок;
  2. затем верхнюю часть;
  3. пришиваем лямки;
  4. края сарафана костюма украшаем красной тканью.
  5. Русский народный костюм готов.

Кокошник для русского костюма своими руками

Кокошник – это головной убор, который надевали по праздникам на Руси. Носить его могли только женщины,  находящиеся в браке. Все это началось в XVI веке. Кокошник выглядел как высокая корона, к которой был прикреплена ткань, за которую прятали волосы.

Сделать кокошник своими руками не проблема, если у Вас есть желание и необходимые материалы:

  1. картон;
  2. ткань;
  3. ножницы;
  4. клей;
  5. фурнитура: кружева, тесьма, стразы;
  6. сантиметровая лента.

Для начала нам необходимо сделать основу для кокошника. Её мы будем делать из картона

Обратите внимание, что кокошник должен идти от уха до уха по лбу. Именно по такому алгоритму измеряйте расстояние

Далее нам необходимо обтянуть перед кокошника тканью. Для этого накладываем кокошник на ткань, отступаем от каждого края по 2-3 сантиметра и чертим контур. Далее по контуру обрезаем и начинаем перетяжку. Для закрепления ткани используем клей. На этом же этапе клеим ленту, которая будет поддерживать кокошник на голове.

Теперь приступим к декоративному моменту. Берем фурнитуру, которую Вы выбрали для кокошника, и отделываем перед.

Кокошник готов!

Кокошник для русского костюма своими руками фото

Русский народный костюм для мальчика своими руками

Русский народный костюм для мальчика состоит из двух частей – это косоворотка (рубаха) и штаны. Для того чтобы сшить косоворотку, нам понадобиться:

  1. Ткань – лен или хлопок;
  2. Швейная машинка;

По этой схеме сшить косоворотку не составит труда. Для начала по выкройке вырежем из ткани нашу будущую рубаху. Получим основную часть, 2 рукава и 2 ластовицы.

Пришиваем ластовицу к краям рукавов, как это показано на фотографии

Полученные детали прикладываем к основной части и пришиваем их с помощью машинки.

Теперь необходимо согнуть рукава и прошить их. После этого прошиваем основу.

Косоворотка готова. Приступим теперь к декоративной части. Для начала сделаем горловину:

Урашаем рубаху красивой лентой

Поздравляем! Косоворотка готова.

Русский народный костюм своими руками фото

Русский народный костюм своими руками видео

Post Views: 12 506

svoimi-rukam.ru

Презентация на тему: » Такой непростой кокошник. Кокошник (головной убор) Виды кокошников Кокошник своими руками Русские орнаменты.» — Транскрипт:

1

Такой непростой кокошник

2

Кокошник (головной убор) Виды кокошников Кокошник своими руками Русские орнаменты

3

Кокошник (головной убор) Кокошник — высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова «Кокош» — петух. Видимо форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.

4

Кокошник (головной убор) Характерная черта кокошника гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых драгоценными камнями.

5

Кокошник (головной убор) Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж, скота, болезни людей и т. п.

6

Виды кокошников По конструкции выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.

7

Виды кокошников Однорогие кокошники могут быть трех видов: в форме равнобедренного треугольника, в виде конуса с удлиненной передней частью, в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом.

8

Виды кокошников Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом, перламутром. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.

9

Виды кокошников Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком.

10

Виды кокошников Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом в форме седла с немного поднятой передней частью. Он надевался обычно с налобником узкой полоской орнаментированной ткани

11

Народные орнаменты Орнамент — узор, состоящий из чередующихся элементов для украшения чего-либо.

12

Народные орнаменты В орнаментах воплощались древние народные символы и обряды.

13

Народные орнаменты Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. Это символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.

14

Народные орнаменты Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках.

15

Народные орнаменты Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица. Считалось, что птица приносит добро человеку.

16

Народные орнаменты Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное.

17

Народные орнаменты Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо- дерево с волшебными плодами.

18

Кокошник своими руками

22

Используемые ресурсы: 1. html шаблон презентации html htm Devichi-golovnye-ubory-venets-i-povjazka.jpghttp://900igr.net/datai/tekhnologija/Biseropletenie/ Devichi-golovnye-ubory-venets-i-povjazka.jpg 6. jpg

23

Используемые ресурсы: 9. jpg shhukina.31/0_540e0_d _XLhttp://img-fotki.yandex.ru/get/5804/vera- shhukina.31/0_540e0_d _XL 12. fotki.yandex.ru/get/18/balovannaya.6/0_c327_ b_L.jpghttp://img- fotki.yandex.ru/get/18/balovannaya.6/0_c327_ b_L.jpg 13. jpg 14. jpg 15. fotki.yandex.ru/get/5407/azarkseniya.6/0_540af_9c90250a_XLhttp://img- fotki.yandex.ru/get/5407/azarkseniya.6/0_540af_9c90250a_XL 16. png 17.

24

Используемые ресурсы: jpg pg pg /sdc13485_0. jpg 10/sdc13485_0.jpg

Конные воины

Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной – большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами – акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.

Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.

Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Вероятнее всего, сарматы заимствовали этот тип кавалерии у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии – катафрактариями.

Кика рогатая или копытцем

В старославянском языке слово «кыка» означало «волосы». Этот вид женского убора, вероятно, является одним из самых древних. Его форма является прямой отсылкой к языческим культам, так как во многих древних культурах рога (бык, корова) считались символами плодородия. Поэтому носить кику рогатую могла только замужняя женщина. В некоторых областях рога означали плодовитость в прямом смысле, и в старости кика заменялась на безрогую. А в некоторых более ранних традициях длина рогов была связана со статусом женщины в роду – на молодуху сначала одевали кичку с едва наметившимися рогами, и заменяли ее на полноценную бабью кику после первых родов. Самые большие рога при этом носила наиболее уважаемая женщина.

Передняя часть кички поднималась и держала форму благодаря жестким вставкам, например, из бересты или самодельного картона из проклеенной бумаги и холста. Украшались кики богато – бисером, жемчугом, вышивкой

Считается, что обрамление женских уборов – жемчужное очелье и ряски – височные привески успешно скрадывали возраст, отвлекая внимание от немолодого лица

Православное духовенство боролось с рогатыми языческими символами, и поощряло женщин носить другие уборы, но до конца XIX века кички успешно держали свои позиции, особенно в южных областях России.

Что такое кокошник

Кокошник – это старинный головной убор традиционного русского костюма в виде высокого полумесяца, однорого или двурогого конуса. Без него невозможно было бы даже вообразить национальный комплект одежды. Его особенностью являлся гребень, форма которого варьировалась в зависимости от местонахождения. К тому же, если продолжать говорить о самобытности головного убора, то в отличие от других «собратьев» того же периода, со временем кокошник могла позволить себе любая женщина независимо от семейного и финансового положения.

Кокошники всегда были очень разнообразны по своей конструкции и способу украшения. За основу обычно брался твердый материал, а сверху они покрывались бисером, жемчугом, парчой, позументом, а для богатых женщины в ход шли драгоценные камни. Главное, что их объединяло это то, что на голове они сидели плотно и волосы, которые заплетались в пучок, две косы или венок полностью закрывались. Тем самым, дамы на Руси ходили, как им положено – с покрытой головой.

Как и многие внешние атрибуты, кокошник создавали, как в качестве праздничного украшения, особенно на свадьбы, так и для повседневной жизни, только в более упрощенном варианте. Для свадебных церемоний, к примеру, на кокошнике вышивали орнаменты, которые помогали сохранить отношения между мужей и женой. Поэтому, для многих женщин, головной убор являлся не только красивой частью внешнего облика, но и настоящим оберегом.

Кокошник «С шишками», Псковкая обл, г. Торопец, XIXв.

В качестве производителей выступали профессиональные мастерицы. Продавались эти головные уборы практически везде, начиная от деревенских лавочек, заканчивая тем, что дамы просили сделать персональный заказ.

Богато украшенный кокошник.

В 19 веке кокошник был распространен в купеческой, а также крестьянской среде, а в допетровской Руси еще и в среде бояр. Ношение кокошников во времена европейских реформ Петра I было упразднено и сохранилось лишь в деревнях. Последний раз, когда на государственном уровне можно было увидеть данный головной убор, датируется 1903 годом. Позднее, после революции о национальном костюме, а также об их составляющих было принято забыть.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…

На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала. В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.

Сарматы, вероятно, не были никогда одним народом и представляли из себя группу разноэтничных, в первую очередь ираноязычных племен. Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян. К сожалению, римляне и греки, из произведений которых мы черпаем почти все известные данные о сарматах, не описывали их подробно. Более многочисленны археологические свидетельства, но и они не могут ответить на все вопросы.

Чем можно украсить готовый кокошник для праздника

Классическую основу кокошника можно украсить разными вариантами декора с применением всевозможных материалов для творчества.

Современным мастерам пригодится все, что есть в арсенале специализированных магазинов для рукоделия, выбор украшений для картонной заготовки можно сделать из следующего ассортимента декора:

  • половинки бусин, такими полубусинами с клеевой основой легко украсить русский кокошник своими руками, подчеркнув оригинальность его дизайна;
  • кружева и тесьма, кружевные элементы помогут заменить вышивку, а тесьма-змейка традиционно используется для пошива народных костюмов;
  • тканевые аппликации помогут сделать красивый кокошник из картона своими за день руками, комбинируя разные цвета доступных материалов;
  • блестки и пайетки, современные материалы, широко применяются для украшения разной одежды, такой готовый декор смотрится всегда ярко и оригинально;
  • для украшения кокошника подойдут ленточки и цветы из лент, бумаги или других материалов, готовый декор и даже природные материалы.

Когда мы делаем русские народные кокошники самостоятельно, важно помнить о традиционных цветах и единой цветовой гамме.

Полезные советы по вязанию кокошника крючком

  • Вязать кокошник необходимо строго по схеме. Должно получаться ровное полотно.
  • Если нить тонкая, то лучше накрахмалить изделие и положить на вытяжку. Так получится очень ровное полотно и все петельки будут аккуратными.
  • Не стоит излишне перегружать разными бусинками готовое изделие. Всё это красиво, но тонкое полотно может просто согнуться в самый неподходящий момент.
  • Если хочется очень блестящего изделия, то лучше добавить нить люрекс к основной пряже. Или приобрести не белую нить ирис, а уже с добавленным волокном люрекса.
  • Для девочки лучше сделать кокошник на ободке. Всё делается по плану схемы, но последним этапом будет сборка.

Сарматские курганы и золото

На юге России – в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.

Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.

Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя.

Сарматизм

В XV – XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев – победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.

В Польше это привело к созданию целой идеологии сарматизма — своего рода генетичского мифа. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).

Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она очень способствовала его распространению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector