Как состарить дерево?

Как состарить дерево краской?

Покраска является обязательной частью всех способов создания состаренного дерева. Если не используется краска, тогда внешний слой покрывается бесцветным или цветным лаком. Это нужно для защиты внешнего слоя и придания красивой текстуры. Полупрозрачная глазурь «Белинка» — основа, на которую можно наносить другие слои краски. Ею покрывается поверхность после механической обработки. Перед покрытием лаком или белой краской поверхность надо обработать мягкой щеткой для придания рельефности. На чуть высохшую краску наносится бесцветный лак. Таким образом, получается древесина с легким эффектом старины. Она выходит светлого цвета и без грубых повреждений.

Если нравится состаренный агрессивный эффект, тогда не обойтись без многослойной покраски. Также здесь следует подвергать доски всевозможным повреждениям: бить железными прутами, скоблить, делать отверстия шилом. Если хочется совсем добиться натуральности, то можно сделать червоточинки, но этот вариант подходит самым смелым и креативным.

Дерево, покрашенное несколько раз, приобретает глубокий цвет. Для грунтования часто используется «Пинотекс», он неравномерно покрывает поверхность. Также он служит для создания густого цвета самым нижним слоям доски. После его высыхания надо сделать мелкие повреждения на поверхности и приступить к дальнейшей обработке.

Использование белой краски приветствуется в ряде случаев. Она поможет создать поделку в духе прованса и придаст красивый оттенок. Так как она может давать глянцевый отблеск, то ее рекомендуется развести уайт-спиритом.

Механическое состаривание древесины

Этот способ обычно
называют браширование или текстурирование древесины. Название пришло из
английского языка, где слово «браш» означает «щётка».

Известно, что структура
дерева имеет мягкие и твёрдые волокна. Если щёткой удалять мягкие волокна, то
поверхность становится рельефной.

Механическим способом обрабатывают только породы деревьев, имеющих легко обрабатываемую структуру: орех, дуб, ель, сосна, лиственница. Не получается текстурирование у клёна, вишни, бука.

Обработку дерева
выполняют двумя щётками:

  • Латунная металлическая щётка — разрывает мягкие волокна. Они «распушатся» и торчат.
  • Нейлоновая абразивная щётка — выравнивает поверхность. Абразивный материал находится в нейлоновых волосках щётки.

Подготовленную
струганную заготовку обрабатывают болгаркой. На этом этапе браширования диском
болгарки разрушают мягкие слои древесины.

Браширование болгаркой

Металлической щёткой, зажатой в патроне дрели, сглаживают острые углы и торчащие волокна, оставленные после болгарки.

Обработка металлической щёткой

Металлическую щётку меняют на абразивный вариант. Новой щёткой полируют поверхность, а вместе с тем выделяют структуру древесины.

Обработка нейлоновой абразивной щёткой

В любом случае антикварный
вид заготовка приобретает только после покрытия лаком или маслом. В отличие от
лака, масло проникает более глубоко в волокна и способно менять их цвет.

Хорошо визуально старит
дерево тёмный оттенок масла. Его наносят широкой кисточкой вдоль волокон.

Покрытие тёмным маслом

Чтобы масло лучше
впиталось в волокна, его втирают ветошью. Процедуру нанесения, высыхания и
втирания масла повторяют несколько раз. Добиваются, чтобы у заготовки появился антикварный
вид.

Втирание масла в волокна

Вдобавок для защиты
промасленной поверхности от постороннего воздействия её покрывают слоем лака
или краски. Хороший результат даёт покрытие глянцевым или матовым лаком на
водной основе.

Покрытие глянцевым лаком

В результате лак
затекает в неровности деревянной заготовки и получается гладкая поверхность
антикварного вида.

Древесина после браширования

Пример браширования дерева взят на ютуб-канале FORUMHOUSE из ролика «Состаривание древесины».

Какие ошибки часто допускаются при работе. Советы

Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательности. Иногда дефекты, полученные при работе, очень трудно исправить.

Важно использовать качественные и проверенные лаки и краски. То же касается и химических веществ для травления.
Частая ошибка: не дают полностью просохнуть уже положенным слоям краски и начинают дальнейшую обработку

Сведения о сроках затвердевания указаны на банках с краской.
Обязательно учесть температуру воздуха и относительную влажность. Чем суше и теплее, тем быстрее будут сохнуть лаки или краски.
Перед использованием лака поверхности следует как следует зачистить и удалить грязь.

Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательности

Особенности работы с шеллаком

Такой тип лака считается профессиональным и дорогим, его используют для защиты многих изделий: предметов мебели, декоративных украшений, музыкальных инструментов. Продаётся и в готовом виде (можно сразу использовать) и в сухом – смолу понадобится разводить самостоятельно.

Шеллак в виде смолы

Новичкам лучше первое время покупать уже пригодные для работы спиртовые лаки, это позволит научиться правильно работать с ними, не отвлекаясь на способы приготовления, хотя стоимость таких смесей высока. Через некоторое время можно попробовать изготовить шеллак самостоятельно. Пропорция разведения: на 900 г шеллака потребуется 240 мл денатурированного спирта. Способы нанесения: тампон или кисть.

Шеллак Ferrario Dewaxed Lake

Методик существует несколько, но основная последовательность такова.

  1. Наносятся первые слои (2-3) – кистью. Можно использовать распылитель.
  2. Шлифовка до чистого дерева – нужно выровнять заполненные шеллаком поры с основной плоскостью.
  3. При помощи тампона из льна или хлопка лак наносится вдоль волокон древесины. Останавливать движения на плоскости нельзя.
  4. Работа должна продолжаться до появления желаемого глянцевого оттенка.

Нанесение шеллака тампоном

Кроме продольных движений возможны втирания шеллака по окружностям или «восьмёрками» – так можно лучше добиться непрерывности. Для такой работы потребуется опыт.

Подробное описание композиций

Кухонная мебель с патиной или шкаф с золоченым обрамлением – обработать можно любое деревянное изделие, у которого есть фактура. Стоит отметить, что покрытие металла и дерева осуществляют составами на разной основе – у них особые характеристики устойчивости и адгезии с основанием.

Морилка

Почти в каждом доме найдется изделие из древесины с патинированием. Покрытие доскок морилкой – один из способов облагораживания изделий с опцией защиты от грибков, плесени, проникновения влаги и гниения.

Для усиления эффекта рабочую поверхность брашируют: удается сохранить продольные жесткие волокна, мягкие удаляются специальной жесткой щеткой. Таким образом обрабатывают натуральный массив в домашних условиях. Правда, цвет патины в таком случае один – морилка выполнена в темном оттенке, золочения ожидать не придется.

Битум

Казалось бы, далекий от искусства материал – битум. Но патина по дереву из него самая податливая и простая в нанесении, ей можно сделать насыщенное золочение или тонкий налет. Битумный лак вычерняет углубления в резьбе, выделяя выступающие на поверхность грани. Производится на основе битумного полимера и скипидара или уайт-спирита, потому после высыхания обработанную поверхность нужно закрепить шеллачным лаком.

Акрил

Универсальный материал на водной основе для патинирования поверхностей из металла, дерева, гипса. Отличается стойкостью, хорошей адгезией к основаниям, защищает структуру древесины от намокания и заселения микрофлоры.

Технология патинирования древесины не содержит премудростей: можно покрасить всю поверхность или нанести цвет выборочно на выступающие части резьбы. Составы разных оттенков наносят в несколько слоев – получается сложный цветовой орнамент.

Старина из акриловой патины может быть любого цвета:

  • Золото;
  • Серебро;
  • Голубизна;
  • Другие возможные оттенки.

Комбинации светлых и темных красок способны придавать насыщенный эффект состаривания благородного дерева.

Воск

Восковой состав оставляет на поверхности перламутровый перелив, который выгодно подчеркивает рельеф резьбы. Покрытие медленно застывает, легко наносится без особых навыков и инструментов.

Краска из воска нетоксична и безопасна, что делает ее применение на кухне предпочтительным. Стойкость и способность воска проникать в пористую поверхность древесины обеспечивает хорошую стойкость к влажности, уборке.

Шеллак

Краска-лак из шеллака красновато-коричневая или желтоватый налет. Она помогает сохранить основной цвет и видимую структуру основания, если использовать шеллак как самостоятельное средство. В большинстве случаев он применяется в качестве покрывающего слоя для других составов, в технике декупаж и при покраске.

Масло

Масляный раствор выгодно обыгрывает структуру дерева насыщением цвета. Материал аналогичен шеллачному раствору, но его нельзя использовать в технике декупаж – масло не фиксирует, а растворяет бумагу. Используется в качестве покрытия и защиты менее стойких красок.

Восстановление внешнего вида древесины

С такой необходимостью приходится сталкиваться повсеместно. Если предмет меблировки прослужил некоторое время, и на отдельном участке или по всей площади появились дефекты, утрачен первоначальный декор, то это устраняется сравнительно легко, своими руками. В принципе, данная технология является одой из разновидностей старения дерева.

Порядок работы:

  • Удаление нанесенных слоев (зачистка древесины до основы). Используется шкурка. Размер зерна выбирается исходя из сложности обработки.
  • Оголенное дерево покрывается (в 2 слоя) акриловой краской (черной).
  • Любая мебель имеет своеобразную конфигурацию. Следовательно, все выступающие места (углы, скосы, сегменты вокруг ручек и так далее) со временем истираются. После определения данных участков они натираются парафином. Свечку в доме найти несложно.
  • Окрашивание древесины в требуемый цвет.
  • После просыхания состава парафин смывается (счищается), и на обработанных им участках проявится темная краска.
  • Финишное покрытие дерева лаком.

Автор напоминает, что в статье обозначены лишь наиболее простые в реализации своими руками способы искусственного состаривания дерева. Их, также как и используемых инструментов, препаратов, достаточно много. Но если понятен смысл всех технологических операций, то несложно разработать и собственную методику. Специфика работы и местные условия сами подскажут, что и как целесообразнее сделать.

Химический способ состаривания

Применение химически агрессивных веществ требует особой осторожности и аккуратности в работе. Обязательно нужно использовать защитные перчатки, а помещение должно хорошо проветриваться

Заготовку предварительно обрабатывают крупнозернистой наждачной бумагой и протирают от пыли. Затем кистью наносят щелочные средства или нашатырный спирт и оставляют на несколько часов. Чтобы замедлить высыхание, можно сверху накрыть все пленкой. Под воздействием аммиака и щелочей поверхность приобретает серый оттенок, характерный старой обветренной древесине.

Химический способ состаривания

Когда цвет заготовки полностью изменится, ее ополаскивают водой, а затем протирают уксусным раствором (столовая ложка на стакан воды), чтобы удалить оставшуюся щелочь. Если использовался нашатырный спирт, уксусный раствор не нужен. После просушки древесину обрабатывают щеткой, шлифуют и наносят защитное покрытие. Красить такой материал не нужно, ведь тогда смысл в химической обработке пропадает, и проще все сделать механическим способом.

Искусственное состаривание

Особенности готовой состаренной мебели

Если вы не любитель работать своими руками, то лучшим вариантом будет приобретение мебели в салонах и прочих точках розничной продажи, либо выбор изготовления на заказ.

Сегодня многие мебельные фабрики, а также небольшие частные цеха производят мелкосерийную или вообще уникальную состаренную мебель, пользуясь всеми преимуществами промышленных технологий. При изготовлении предметов обстановки под старину используется несколько приёмов.

Подбор материалов

Тщательно отшлифованная доска или брус правильных геометрических размеров становится безликой и может быть использована везде. Первым и самым очевидным шагом достичь винтажного эффекта будет использование таких материалов, которые имеют свой «характер», несут на себе печать времени, а также соответствуют стилю тех времён, когда мебельное производство ещё не имело точных станков и деревообрабатывающего оборудования.

Соответственно, изделия выходили несколько топорными и грубоватыми (по крайней мере, если речь идёт о периоде Средневековья).

Например, поставить в кабинете бюро вместо удобного шкафа или письменного стола, а в спальне – высокую кровать с никелированными шарами – явный винтаж.

Для того, чтобы добиться эффекта состаренной мебели, для её изготовления берут части древесины, в которых сохраняется неровный край, сучки, дефекты структуры – все эти элементы имитируют ручную работу.

.

.

Особенно часто этот приём используется в изготовлении столешниц – при сборке вместо привычного клеёного массива берут слэбы, которые имеют уникальный рисунок и форму. Можно сказать, что стол получается не просто состаренным, но и эксклюзивным.

Мнение эксперта
Коковин Дмитрий Васильевич
Реставратор мебели

Слэб – это название спила дерева (чаще всего продольного), когда ствол не очищается от коры и сохраняет природную форму – изгибы, сучки, расколы и другие элементы, которые при фабричном производстве обычно удаляются.

Химическое воздействие

В распоряжении мебельных производств есть химические реактивы, которые воздействуют на древесину особым образом. Они повреждают верхний слой целлюлозы, однако действуют не по все поверхности, а образуют канавки, борозды, пятна и другие «артефакты».

Уничтожение части древесного массива имитирует повреждение временем, а уникальный узор делает изделие неповторимым. С помощью химического воздействия можно имитировать даже воздействие древогрызущими насекомыми, только сохраняя прочность изделия и делая подобный износ эстетичным.

Применение кованых элементов

Состаренная мебель – это не только древесина, но и металлические части, которые активно использовались в XVI – начале XX века. Показателем преклонного возраста обстановки являются кованые петли, окантовка, уголки. Широко используются кованые тёмные петли, ручки, замки.

Какое дерево использовать

Суть браширования заключается в более ярком проявлении фактуры древесины, её природного рисунка. Достигается это за счёт создания рельефной поверхности, из которой удаляются мягкие волокна, а твёрдые, наоборот, остаются. Отсюда первая очевидная истина: волокна разной плотности в древесине должны быть.

Поэтому для браширования не годятся породы с равномерной плотной структурой, такие как клён, бук, ольха или тик. Но это не значит, что твёрдое дерево не может быть состарено брашированием. Например, при обработке дубовых досок достигается весьма занятный эффект: появление тонких рваных царапин, что при правильном окрашивании делает такие изделия очень ценным декором.

Наилучшим образом после браширования выглядят хвойные породы. Наиболее распространённая сосна имеет небогатую текстуру, и рисунок после обработки вряд ли кого-то удивит. А вот в ели и лиственнице проявляются по-настоящему неповторимые узоры.

Любое дерево для браширования должно быть качественно отстрогано и избавлено от любого рода дефектов и пороков, браширование их не устранит. Влажность древесины в идеале должна быть 10–12%, но в любом случае не более 15%, иначе волокна будут рваться и обильно образовывать мелкий ворс.

Применение в мебельном производстве

Наличие благородного налета с переходами цвета в современном мире только приветствуется. Он эффектно подчеркивает красоту ковки, резьбы на изделиях из дерева

Такие предметы всегда приковывают к себе внимание и переходят из обычных в разряд раритетных, старинных. Специалисты выделяют группу декоративной патины. Имитацию создают с помощью морилки и краски необходимой по цвету

Иногда для этого используются оттенки совершенно несвойственные материалу

Имитацию создают с помощью морилки и краски необходимой по цвету. Иногда для этого используются оттенки совершенно несвойственные материалу.

Если брать древесину, то появившийся налет чаще всего бывает по причине поражения его грибком или гнилью. Но так не бывает с древесиной высокой плотности и твердости, которая малочувствительна к влаге. Например, в обработке мебели из дуба применяют белую либо темную патину и это указывает на старину изделия.

В мебельном производстве часто применяют искусственный способ, ведь налет естественный появится нескоро. Для большей эффективности мастера применяют два метода:

  • химический;
  • механический.

Для нанесения по древесине применяют патину нескольких составов:

  • густая — она по консистенции похожа на пасту, чаще всего двухкомпонентная, с ее помощью получают красноватые, светло-коричневые и золотые оттенки;
  • жидкая — по виду она похожа на лак, такой состав придает древесине желтоватый или золотой оттенок, характерный для ясеня или дуба;
  • фацетный лак — он придает эффект старины после нанесения и высыхания, лак покрывается тончайшими трещинами, как на старинных изделиях из дерева.

Метод нанесения патины

Мастера часто совмещают несколько методов сразу, чтобы получить наиболее оригинальный, интересный вид.

Технология патинирования несложная, и отличается количеством нанесенных слоев состава. Для начала изделие очищается, после чего делается браширование. Поверхность древесины обрабатывается металлической щеткой, чтобы удалить мягкие волокна, как на старинном изделии.

Следующий этап — обработка мебели грунтовкой белого цвета и шлифование поверхности. Белый цвет замечательно подходит для серых и светлых тонов. Для контрастности применяется прозрачная грунтовка. Затем наносится слой лака и изделие сохнет. Теперь самое время нанести патинированный состав. Излишки убираются после непродолжительной сушки. Состав должен проникнуть в глубокие поры древесины. Следующий этап — нанесение еще одного слоя патины темного цвета. Излишки также снимают в зависимости от получения желаемого эффекта. Заключительный момент — покрытие изделия прозрачным лаком.

Старение древесины своими руками: преимущества браширования

В отличие от природного процесса старения, структурирование дерева способствует повышению показателей прочности материала, его долголетия. Также браширование препятствует гниению материала и повреждению его от грибков и насекомых. Это происходит благодаря применению специальных антисептических средств для защиты деревянной поверхности.

Благодаря процессу браширования дерева, можно добиться эксклюзивного и самого модного сейчас внешнего вида материала

Результат браширования – отличный внешний вид материала, отвечающий последним модным тенденциям. Используя разнообразные инструменты для обработки дерева и техники, можно получить массу эксклюзивных вещей и деталей интерьера. При этом будет создана искусственная имитация экзотических сортов древесины, стоимость которых значительно выше исходной цены потраченных пиломатериалов.

Приспособления для самостоятельного браширования

Браширование вполне можно осуществлять в домашних условиях. Если выбран механический метод обработки древесины, следует приобрести подходящий ручной или автоматический инструмент.

Брашировка дерева своими руками

Щетки

В продаже встречаются самые разнообразные щетки для состаривания дерева. Некоторые из них лучше подходят для мягких сортов древесины, другие предназначены для твердых пород. Одни изделия используются ручным методом и имеют удобные ручки, прочие представляют собой насадки для углошлифовальных машин, дрелей.

Зерно (толщину щетинок) нужно выбирать правильно. Этот показатель обуславливает тип обработки древесины:

  1. Зерно Р36. Такие инструменты предназначены для глубокого браширования или агрессивной зачистки, структурирования, текстурирования древесины. Они позволяют сгладить большие изъяны и реставрировать поврежденные основания.
  2. Зерно Р46. Данные щетки применяются для удаления старого покрытия, устранения потемнений.
  3. Зерно Р60. Подобные изделия используются для удаления крупных заусениц, которые могут остаться после браширования, а также для сглаживания излишней шероховатости.
  4. Зерно Р80. Данные щетки предназначены для чистовой шлифовки и устранения мелких заусениц после браширования.
  5. Зерно Р120. Цель использования такого инструмента — финишная полировка древесины, которая прошла декоративную обработку.

Щетка для браширования с зерном P80

В зависимости от формы щетки для браширования могут быть такими:

  1. Цилиндрические. Имеют форму цилиндра, хорошо подходят для удаления лака, краски с деревянной поверхности. Отлично подчеркивают структуру древесины.
  2. Чашевидные. Обычно используются для легкого текстурирования поверхности, больше пригодны для шлифования после уже выполненного браширования.
  3. Торцевые. Самые удобные в технике состаривания, обычно применяются профессионалами, имеют оптимальное расположение ворсинок.

Абразивные насадки для браширования различной формы

Станки и машинки

Автоматизация процесса незаменима, если предстоит обработать большой объем деревянных изделий. Самыми популярными для получения брашированной древесины считаются такие модели:

  1. Зачистной фрезер FESTOOL RUSTOFIX RAS 180. Реализуется с комплектом щеток трех видов (стальные, синтетические, сизалевые).
  2. Машинка для браширования Makita 974. Предназначена только для обработки плоских оснований. Для углов и стыков не подходит.
  3. Машинка Felisatti AGF 110/1010Е. Пригодится для работы с ровными и неровными участками древесины, в комплекте имеет металлические и искусственные щеточки.

Способ 7: Зачистка

Столярные цикли применяются для доводки и зачистки строганых поверхностей. Они срезают очень тонкую (толщиной 0,04—0,08 мм) стружку. Однако этот инструмент также нашел хорошее применение в соскабливании окрашенных деревянных поверхностей и избавил от необходимости дожидаться, когда краска сойдет естественным образом.

Каждый из представленных нами выше методов принесет хорошие плоды в придании древесине эффекта состаренности. При этом самым действенным будет использование совместно нескольких способов!

Цикли могут быть любой формы в зависимости от профиля зачистки деталей изделия и могут быть использованы даже в самых труднодоступных подвергаемых обработке местах.

Каждый из представленных нами выше методов принесет хорошие плоды в придании древесине эффекта состаренности. При этом самым действенным будет использование совместно нескольких способов!

Подготовка к работе

Разные породы древесины можно состарить разными методами. Ряд способов не подойдёт для работы с определёнными сортами.

Таблица 1. Способы состаривания и виды пород, которые можно подвергать методикам.

Технология Какие породы рекомендуется использовать
Состаривание при помощи химического воздействия Дуб, ива, орех, клён, бук, красное дерево, липа, осина.
Методики, связанные с механической обработкой поверхностей Всё кроме тика, клёна, вишни, бука и груши. Особенно подходят: сосна, лиственница, дуб и ясень.

Результат состаривания сосновой доски с помощью браширования и раствора уксуса и стальной ваты

Воздействия на поверхность при помощи специальных составов можно разделить по техникам:

  • использование сухой кисти;
  • патинирование;
  • лессировка;
  • набрызг;
  • кракле;
  • методика создания потёртостей (Шебби Шик);
  • травление (использование составов типа морилок).

Короед – техника нанесения рисунка, имитирующего движение по дереву личинки жука-короеда (можно использовать зубопротезный бур с крупной насадкой)

Также возможна обработка с физическим воздействием на деревянные плоскости:

  • браширование – техника с использованием щёток с металлическим ворсом (кордщёток);
  • обжиг – применение огня или нагретого до высокой температуры металла;
  • в горячем песке.

Возможны и иные способы – например, имитация естественных повреждений, которая достигается при помощи шила, наждачной бумаги и прочих инструментов.

Мастер-класс. Как состарить дерево?

Порядок выполнения работ

На первом этапе обработки сухую и чистую поверхность дерева обходят грубой крацовкой, выдирая мягкие прослойки на желаемую глубину. Наиболее разумным будет ориентировать лицевые поверхности деталей поперёк пластов волокон, там, где прожилок много, и они тонкие. Но не забывайте, что обрабатываться должны все видимые плоскости, иначе контраст будет слишком сильно бросаться в глаза.

Двигаться щёткой нужно строго вдоль волокон без сильного нажима. Небольшие неровности на плоскости неизбежно останутся, это главный недостаток (или достоинство) ручной обработки дерева. Количество оборотов — 1500–2200, хотя для разных пород это значение может отличаться.

Главная приятная особенность браширования — оно открывает широкое поле для экспериментов и может использоваться с отклонением от основных правил, если этого требуют цели визуального оформления. Например, срывая древесину поперёк волокон, вы оставляете беспорядочный узор из грубых царапин, что может быть полезным для редких декоративных вставок.

После крацовки древесины наступает пора шлифования. Синтетическая абразивная щётка направляется вдоль волокон до полного устранения шероховатостей, видимых невооружённым глазом. Время от времени заготовку нужно простукивать с тыльной стороны, чтобы удалить из пор набившуюся пыль и оценить качество обработки. После снятия ворса и задиров наступает пора полировки для придания рельефу гладкости и небольшой глянцевости. Это можно сделать как щёткой на дрели, так и вручную, используя жёсткую часть кухонной губки.

Все ли так просто на самом деле?

Нет, далеко не все. Конечно, если текстурируется небольшая деталь, например, крышка деревянной шкатулки, особых трудностей не возникнет. Но при обработке больших поверхностей или серийном производстве деталей в простой на первый взгляд технологии обнаруживается много подводных камней.

К чему быть готовым?

  1. При работе с большим объемом древесины производительности обычной дрели или угловой шлифмашинки часто не хватает. Работа «на износе» повышает вероятность выхода инструмента из строя. Отчасти данную проблему решает уменьшение оборотов, но это отражается на снижении производительности процесса.
  2. Удержание инструмента, работающего на максимальной скорости, требует немалых физических усилий. Сам процесс браширования весьма долгий и нуждается в постоянном контроле, в противном случае нельзя гарантировать однородность рельефа; еще один распространенный дефект – появление прижогов.
  3. Работа со смолистой древесиной имеет свою специфику. Из-за высокого трения брашировальные щетки сильно нагревают обрабатываемую поверхность. Это приводит к проступанию смолы, что добавляет головной боли в процессе работы и на этапе отделки.

Технология браширования – поэтапно

Использование браширования открывает широчайшие возможности по изменению текстуры и цвета самых разных пород древесины

Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щеткой, жесткость которой подбирается в зависимости от твердости древесины. «Щетина» не должна повреждать твердые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие. Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.

Обработка древесины ручной металлической щеткой

Дрель с регулируемой скоростью сделает процесс браширования более производительным

Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив все лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – еще углубить образующиеся бороздки. На этой стадии можно добавить декоративные элементы в отделку деревянных изделий. С помощью стаместки в разных местах заготовки выбираются углубления произвольной формы. После черновой шлифовки их можно подправить и придать им максимально естественный вид старых трещин, образовавшихся в материале.

Движение инструмента необходимо осуществлять по направлению волокон древесины

  • Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щетки, которая придает детали законченный лощеный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность. Загладив структурированную фактуру изделия, его подготавливают к дальнейшей окраске и покрытию лаком. Если перед работой древесину смачивали, то теперь ее необходимо высушить и полностью очистить от пыли.
  • Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счет образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твердых волокон, не успевших поглотить пигмент. Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.

Лакирование изделия

Декоративный разнос с эффектом состаренной древесины

Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.

Эффекта состаренной древесины можно добиться и с помощью обжига паяльной лампой

Обработка наждачной бумагой после обжига пламенем

Вид массива после обжига и покрытия лаком

Как состарить дерево Подготавливаем материал

Для начала перед состариванием дерева его необходимо предварительно подготовить. В первую очередь для браширования лучше остановиться на мягкой древесине, либо древесине средней твердости, которая обладает ярко выраженной древесной текстурой. Это может быть, к примеру, ель, или сосна. Данные порода отличаются тем, что их мягкие волокна образованы зачастую весной и летом, а в этот период быстрее всего растут годичные кольца дерева, поэтому волокна более «рыхлые». Древесина с однородной и практически невыраженной текстурой, например, бук и клен, не подойдет для состаривания.

Перед началом работы поверхность дерева необходимо тщательно подготовить. Все загрязнения и возможные дефекты удаляются, это могут быть следу жира, пота, прочие пятна – дело в том, что они могут проявиться при нанесении тонировочного раствора. Любые деревянные изделия необходимо обрабатывать в разобранном виде, не зависимо от их размера – так вы сократите временные затраты и достанете щеткой во всех местах, обеспечив тем самым однородность эффекта состаривания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector