Готический стиль в архитектуре
Содержание:
- Новые технологии
- Неоготическая архитектура
- Общая характеристика готической архитектуры
- Восприятие и влияние готики
- Собор Парижской Богоматери. Париж Франция
- Готика в России код
- Гостиная в готическом стиле
- Основные конструктивные элементы готического стиля
- Декоративно-прикладное искусство код
- Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре
- Варианты самовыражения в одежде от готов
- Готические здания в странах Европы
- Неоготика XIX века. Общественные здания и интерьеры
Новые технологии
С технической точки зрения, готика была просто системой, позволяющей использовать гораздо менее массивные несущие конструкции для обеспечения устойчивости более высоких сооружений.
Это стало возможно благодаря таким относительно новым приемам, как стрельчатая арка, ребристый свод и мощные наружные столбы (контрфорсы) со связующими косыми арками (аркбутанами). Стрельчатая арка считается символом готики: взгляд устремляется ввысь, и создается ощущение гораздо большей высоты, чем у круговой (романской) арки. Такая конструкция была гораздо более устойчивой и гибкой, поскольку ее высота, в отличие от круговых арок, перекрывавших заданное пространство, могла регулироваться в зависимости от угла подъема.
Решающим для развития готики было открытие, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если именно в этих местах их поддержать, другим элементам постройки не обязательно быть несущими. В результате оставалось много открытого пространства. Функция сводов (каменных потолков и крыш) изменилась, поскольку нагрузку принимали теперь на себя их ребра (нервюры), диагонально перекрещивающиеся в вышине. Это позволяло заполнять пространство между ребрами сравнительно тонкой кладкой. Нисходящая нагрузка реберного каркаса приходилась на пилястры, расположенные с равным интервалом, и то, что раньше было глухой стеной, становилось изящной галереей.
Неоготическая архитектура
Неого́тику («новую готику») считают возрождением готической формы в историческом аспекте. Первопроходцем в этом интересном деле стала Англия в сороковые годы XVIII века, быстро передав эстафету по всему миру: в неоготическом стиле стали строить не только соборы и храмы, но и частные домовладения.
Неоготика Биг-Бена
Тауэрский мост показал миру красоту возрождения архитектурного стиля Средневековья в современном исполнении
В России неоготика получила развитие в придворных кругах и католических общинах, но для характеристики архитектурных решений того времени принято использовать термин «псевдоготика»
Общая характеристика готической архитектуры
Амьенский собор
Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Капелла Сент-Шапель
Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, — городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Христианские государи Англии, Испании, Германии приняли готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. Утверждали готическую архитектуру и монашеские ордена.
Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны, высоки, нарядны , зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа.
Главное отличие готического собора — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.
Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.
Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
Восприятие и влияние готики
Готика стала одним из источников вдохновения основоположников Возрождения в Италии — Брунеллески и Донателло. В Центральной Европе готические сооружения строились вплоть до XVII века, а затем готические архитектурные принципы вплелись в сложившийся здесь вариант архитектуры барокко.
Отношение ни к одному из художественных стилей прошлого не было так переменчиво, как к готике. Начиная с эпохи Ренессанса, готика воспринималась как символ всего тёмного и отсталого. Готическое искусство казалось искусственным, оторванным от природы. Так, Джорджо Вазари писал:
Но уже в XVII в., в противоположность суждению Мольера о готических соборах как «чудовищах», «следах невежественных лет», Винсен Саблон высказывает совершенно иную точку зрения в своей поэме о Шартрском соборе, воспев в ней творчество готических архитекторов.
Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Он был связан с борьбой классицистических и рационалистических теорий XVIII века с зарождавшимся романтизмом. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры.
Собор Парижской Богоматери. Париж Франция
Сложно отыскать на карте Европы более известного храма, чем Notre-Dame de Paris, воспетый многими поэтами и литераторами, отображенный на не на одной сотни картин великих живописцев разных эпох.
Символ Парижа начали строить в 1163 году, а уже в начале XVI века он предстал во всей своей красе. Красивый католический собор стал ярким примером французской готики, вместе со столицей переживал счастливые и трагические события.
Во время Великой революции многие ценности были разграблены, а скульптуры, украшавшие здание, разбиты. Помнит собор и коронацию Наполеона Бонапарта, а также бои на улицах Парижа во времена Парижской коммуны.
20
Готика в России код
Основная статья: Русская псевдоготика
Главный зал Владычной палаты.
Уникальный пример готических построек на территории Руси — Грановитая палата 1433 года и, вероятно, звонница Софийского собора (1439) Великого Новгорода, связанного в Средневековье с Западной Европой. Звонница неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв.
В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна.
Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля, построенного по проекту итальянских архитекторов.
Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. В Санкт-Петербурге (Московский район) по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).
Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова; после его отстранения — по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления — классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в —1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в —1911 годах. Собственный дом архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896 г.) — яркий пример неоготики. Дом украшен островерхими башенками и витражами (сохранились).
Бранденбургские ворота в Калининграде, неоготика
Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики имеется в Поволжье и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (—) и др.
Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) и большое количество церквей (см. Кирхи Калининградской области), но большинство из них — в разрушенном состоянии. В самом Калининграде отреставрирован фактически «с нуля» средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).
Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге: Дом купеческой гильдии Святого Духа, Усадьба бюргера, Гильдейский дом, дом горожанина, здание банка на Рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в Старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый Выборгский замок, заложенный шведами в 1293 году. Неоготический кафедральный собор не сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Идея постройки собора заново, по старым чертежам, поддержки не получила. В городе Приморске сохранилось здание лютеранской церкви Марии Магдалины (начало XX в.).
Водонапорная башня в городе Инте Республики Коми была построена в готическом стиле (1955 год). Архитектором был шведский политзаключенный Артур Тамвелиус.
Список источников
- crossmoda.narod.ru
- mymansion.ru
- ru.wikibedia.ru
- wikiredia.ru
- www.worldarthistory.com
- uclg.ru
Гостиная в готическом стиле
Готическая гостиная станет удачным выбором, если требуется оформить достаточно просторное помещение с высоким потолком. Не рекомендуется применять такой дизайн для типовой квартирки. Однако, как и в любом другом вопросе возможны исключения, особенно, если к разработке дизайна будет проявлен креативный подход.
Минималистическая гостиная с готическими чертами
Если вам хочется иметь гостиную в стиле Готики, однако очень нравиться такой стиль, можете придать минималистическому дизайну соответствующие черты, используя несколько характерных элементов. Это может быть, например, высокий стул-трон, который будет выделяться на фоне современной мебели. Подойдет также стеклянная мозаика с соответствующим сюжетом или дизайнерская кованая люстра. В результате сочетания предметов из разных эпох получиться интерьер, с легким оттенком эклектичным.
Статусная гостиная готическая: отделка
Отделка такого помещения должна выполняться самыми простыми материалами. Идеально подойдут Для покрытия стен, удачно имитирующие кирпичную кладку. Ими же должен отделываться потолок в готическом стиле.
Для пола подойдет натуральный камень, темное дерево или керамическая плитка.
В связи с этим, не следует использовать тщательно отполированный паркет.
Если гостиная обустраивается в здании со стандартной архитектурой, то можно применить некоторые хитрости. Например, можно придать окнам стрельчатую форму, используя ламбрекены на жесткой подкладке с соответствующим силуэтом. Кроме того, можно создать имитации колонн и сводов с помощью накладных декоративных элементов.
Цвет
Для готического интерьера характерно применение темной цветовой палитры. Изначально, такое оформление было чисто церковным, поэтому для него использовали 2 цвета: красный и синий. Они символизировали грешную плоть земную и небесную чистоту. В современном «прочтении» для Готики рекомендуется использование темно-красного, черного, синего и белого цветов.
Декор в готическом стиле
При создании декора в готическом стиле широко применяется необычный прием миниатюризации, нехарактерный для других интерьерных стилей. Например, приветствуется, когда камину придается форма самого «замка» со всеми его башенками.
Отдельное место отводится витражам. Этот вид искусства изначально был изобретен для украшения храмов. Однако короли и высшая аристократия стали использовать его при оформлении своих дворцов. Витражи в готическом стиле для интерьера светского, как правило, изображают сценки с участием различных персонажей (рыцарей, дам, их слуг, собак и пр.), а также цветы и геральдические символы.
Шикарно выглядят витражи, получившие название «Готическая роза». Они имеют круглую форму и размещаются на фасаде здания. В центре «Розы» может находиться герб, крест или изображение святого покровителя дома. Вокруг располагаются цветы, из которых складывается сложный и красивый орнамент.
Мебель в готическом стиле для гостиной
Мебель для готической гостиной должна быть достаточно массивной и выполненной из темного дерева. Опять же будет уместно использовать прием миниатюризации. Например, силуэт замка может быть отражен в форме и конструкции большого комода.
Готический стиль в интерьере гостиной предполагает использование в качестве смыслового центра интерьера камина. Возможно также обустройство большой, высокой печи, облицованной изразцами. Последний вариант был распространен в Средневековой Германии, откуда позже попал в Россию.
Согласно канонам Готики, принято расставлять мебель вдоль стен, тем самым освобождая пространство в центре комнаты.
Кроме стола и стульев, напоминающих трон, в помещении могут быть установлены лари. Они должны быть с высокой спинкой и использоваться в качестве сиденья. Оригинально выглядят характерные для средневековья разгибные стулья. Они являются прообразами современных трансформеров и очень практичны в эксплуатации.
Шикарно смотрятся варианты с ажурными боковыми стенками в нижнем ярусе.
Текстиль и светильники
Текстиля в готическом интерьере обычно немного. Использование ковров стало характерно лишь в ее поздний период. Поэтому многие современные дизайнеры с неохотой включают такие предметы интерьера в свои проекты. Их успешно заменяют гобелены, которыми украшают стены гостиной. Они представляют собой «картины» с сюжетом, соответствующим эпохе.
Кроме того, в готическом интерьере должны использоваться шторы из натуральных дорогих тканей.
Что касается освещения, то Готика предполагает использование кованых люстр, которые подвешиваются в центре потолка. Если помещение просторно, то лучше использовать два одинаковых светильника.
Основные конструктивные элементы готического стиля
Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.
Арочные своды
Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.
Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу
Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.
Нервюры собора Сан-Шапель в Париже
Значение аркбутанов и контрфорсов
Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.
Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей строения, но для лучшей освещённости храма был перенесен наружуСтолбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов
Мозаика оконных витражей
Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.
Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами
Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.
Порталы
Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.
Большие храмы на главном, обычно западном, фасаде имели по три портала, соответствующие среднему и боковым нефамНа фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания
Декоративно-прикладное искусство код
Поход Деборы и Барака на Ханаан. Миниатюра из Псалтыри Людовика Святого (англ.)русск.. XIII в.
Эпоха позднего Средневековья характеризуется расцветом городской культуры, развитием торговли, ремёсел. С середины XIII века начинается строительство зданий светского назначения — городских ратуш, рынков, цеховых домов, а также роскошных замков знати. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. Примечательны «шпалерные» росписи стен, изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти.
Пришедшее через мусульманский Восток художественное ткачество получило вначале развитие в Скандинавии и Германии. Здесь шпалера не только украшала интерьер, но и выполняла функции защиты от сквозняков, утепления помещения. С конца XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшей отраслью художественного ремесла. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге. Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Тема противоборства человека и сил зла по сравнению с первоисточником решена в более мажорном ключе, с ярко выраженной фольклорной основой.
В XIII столетии традиции готики находят своё отражение в искусстве книжной миниатюры парижской школы, наиболее известным образцом которой является иллюминированная Псалтырь Людовика Святого (англ.)русск..
Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре
В архитектурных сооружениях Европы середины XII столетия господствовал романский стиль с античной классикой тяжёлых, массивных стен, круглых арок и узких окон-бойниц. В то же время происходило зарождение готического искусства, с иными понятиями эстетических идеалов и создания форм. Как ни странно, название воздушному стилю дали древнегерманские племена готов, покорившие Рим. Людям той эпохи казалось варварством отступление от древних канонов.
Развитие готики, как искусства, происходило в странах с господством христианской церкви. Определяющими элементами стиля стали храмы и соборы – воплощение новых веяний не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Выделяют четыре основных периода развития готики:
- ранняя готика – XII век;
- зрелая или высокая готика – XIII век;
- поздняя, пламенеющая готика – XIV — XV век.
С зарождением в XV столетии нового течения Ренессанс, готическое искусство отошло на второй план.
Ранняя готика
Родоначальником стиля считается Франция, её провинция Иль де Франс. В середине XII столетия в аббатстве Сен Дени была построена церковь с элементами готической стилистики. При её сооружении убрали лишние стены, расширили фасад, удлинили арочные своды и получился первый образец готики – более светлый, масштабный и торжественный.
Монастырская церковь Сен Дени
Особенностями ранней готики отличаются архитектурные элементы храмов Нуайона, Лана и других французских провинций.
Раннеготический собор в Лане
В них пока ещё преобладает некоторая тяжеловесность романского стиля, не хватает свободного парения и раскованности.
Период зрелой готики
Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.
Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры
Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.
Интерьер Амьенского собора с окном розой
Особенности поздней готики
Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:
- чрезмерное количество скульптур и барельефов;
- витиеватая скрученность фигурных шпилей;
- стрельчатые оконные проёмы, с усложненным трафаретом перемычек.
Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики
Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.
Варианты самовыражения в одежде от готов
Интересным открытием для девушек может стать образ готической Лолиты. Этот стиль – один из видов японской уличной моды. Он не содержит никаких намеков на пошлость и вульгарность, а наоборот выглядит довольно изысканно и непринужденно. Характерные черты:
черный цвет активно разбавленный голубыми, синими, красными деталями;
довольно много белого – чулки, перчатки, подъюбники;
строгие платья с корсажами и пышными юбками;
кокетливо выглядывающие воротнички рубашек и кружевные панталоны;
элегантная длина до колена;
принты в готической тематике;
изящные шляпки с лентами, сумочки-гробики;
обувь на массивном каблуке или очень высокой (до 20 см) платформе;
мрачный макияж можно заменить макияжем с акцентом на глаза;
волосы – черные локоны или прямые темно-рыжие, возможны фиолетовые или красные пряди в черных волосах.
В итоге получается вполне очаровательный, женственный образ. Но готический стиль одежды весьма разнообразен. Существуют и другие направления.
Кибер– мрачная гамма щедро дополнена кислотными оттенками, прически – ирокезы, дреды, макияж в неоновых тонах.
Джей – подражание героям японского аниме, но с неукоснительным соблюдением готических правил – темной одежды и контрастного макияжа.
Средневековый – самая романтическая ветвь субкультуры готов: непременные корсеты, платья в викторианском стиле, длинные перчатки, кружева, шляпки.
Вампирский – наиболее популярный стиль. Акцент делается на обязательное присутствие насыщенно-красного цвета, символизирующего кровь и безупречную белизну кожи.
Корпоративный – позволяет соблюдать дресс-код в рабочей обстановке. Обычно – это строгий черный костюм с белоснежной сорочкой и немного украшений в соответствующей стилистике.
Как видите, собрать комплект одежды в современном готическим стиле, подходящий для любой обстановки, не сложно. Но это не все
Важно выдержать гармонию образа в целом, то есть превратиться гота или готессу с ног до головы
Готические здания в странах Европы
Жизнь европейских городов всегда была тесно связана друг с другом, несмотря на языковые и национальные различия. Готика вошла в архитектуру Средних веков как событие само собой разумеющееся и логически обоснованное. Давайте оценим красоту готических строений Средневековой Европы.
Английская и Французская готика
Франция прославилась своими постройками в готическом стиле на весь мир. Здесь много примеров готики на разных этапах её развития.
Поразительно прекрасная церковь аббатства Сен-Дени (1137-1144 гг.)
Ранняя готика на примере собора в Лане
«Пламенеющая» (поздняя) готика с её оконными проёмами в виде пламени: запоминающаяся церковь Сен-Маклу в Руане
Великобритания хоть и была занята войнами, раздорами и церковными конфликтами, но с некоторым опозданием на два века тоже попала под власть мрачно-величественной готики. На английское зодчество оказали влияние нормандские и анжуйские завоевания.
Вестминстерское аббатство как образец английской готической архитектуры
Собор в Линкольне. Ранняя английская готика устремлялась ввысь. Нервюры и арки напоминали ланцет. Окна вытягивались в высоту. Декор был выпуклым
Самая высокая средневековая английская башня собора Солсбери
Затем последовал переход к английскому перпендикулярному стилю, характеризующемуся вытянутым узким прямоугольником и аркой с остроконечным навершием, которые покрывали все поверхности.
Примером перпендикулярного стиля считается часовня королевского кембриджского колледжа (1441-1515 гг.)
Готика Германии и Чехии
Германия также переняла французский опыт, но исключила из него изящество и ажурность. Здесь в почёте был драматизм и экспрессия, что тесно переплелось с романскими традициями. Чаще всего можно было встретить однобашенные соборы, устремлённые вверх.
Фрайбургский собор: шатёр из брусьев и свобода от излишнего резного декора
Кёльнский собор (1248– 1880) напоминает Амьенский, но славится сухостью форм
В Чехию готика пришла в XIII веке и также разделилась на три этапа развития, достигнув пика к XV-XVI векам. Инициативой возведения готических строений владел королевский двор и влиятельнейшие семейства страны. Это удивительно красивое сочетание французского, саксонского стиля и подунайской архитектуры Средних веков.
Кафедральный собор святых Петра и Павла в Брно приковывает взгляд отовсюду
Испанская и итальянская готика
Светская Италия явила миру венецианскую готику, перенявшую и развившую декоративные особенности направления зодчества. Особенно интересен в качестве примера дворец Дожей.
Беломраморная колоннада дворца Дожей и лоджия с килевидными арками: изящнее и легче не найти
Палаццо Веккьо во Флоренции ещё осталось приверженцем романской архитектуры с готическими чертами
Испания внесла свою лепту в зодческое искусство в виде огромных резных распятий позади алтаря и украшенных металлических решёток.
Неоготика XIX века. Общественные здания и интерьеры
Приоритеты в архитектуре XIX века сильно изменились: если раньше главными зданиями были соборы, монастыри и замки, то в новую эпоху символами городов стали здания государственных учреждений – парламенты, сенаты, ратуши (городские советы). Эти здания строились по самой последней моде, чтобы подчеркнуть их значение.
Вестминстерский замок
Законодателем стиля снова стала Англия. Точкой отсчёта стала полная реконструкция здания парламента в центре Лондона. Лучшие архитекторы – Пьюджин и Бэрри, построили новое здание в новом готическом стиле. Дальше, стиль начал активно распространяться и в других европейских городах.
Венская ратуша, главный холл, неоготика 19 века
Готическая каркасная система здания (с распределением нагрузки на колонны) и роскошные сводчатые потоки оказались драгоценной находкой для интерьеров парадных залов общественных зданий. В прошлые века подобные конструкции применялись только в храмах.
Крупнейшие постройки:
- , даты реконструкции 1840-1860, Англия, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
- Манчестерская ратуша, 1863-1877 гг., Англия;
- Венгерский парламент в Будапеште, строительство 1885-1904 гг;
- Венская ратуша, строительство 1872-1883 гг, Австрия;
- Городской музей в Брюсселе (Дом короля), Бельгия, здание было реконструировано по чертежам XV века;
- Эвантс-Холл, здание университета в Оклохоме, США.
Характеристики данного направления стиля такие же как для неоготики в целом. Ниже, представлены некоторые фото зданий, перечисленных выше.