§ 6.5. мозаика, фреска, икона
Содержание:
- Размеры и формы отдельных модулей
- Цветовая палитра
- С чего все началось
- Популярные темы сообщений
- Из чего сделана эта чудесная мозаика
- Материалы для различных видов мозаики
- Этапы создания
- Цветовая палитра и применение мозаики.
- Стеклянная мозаика
- Панно с историей ушедшей цивилизации в Тольятти
- Красивые примеры в интерьере
- История Средних веков
- § 6.5. Мозаика, фреска, икона
- Мозаика по мотивам Брэдбери в Петербурге
- Какой была мозаика раньше
- История происхождения: как развивалось искусство мозаики
- История Средних веков
- § 6.5. Мозаика, фреска, икона
- Ода достоинствам и разбор недостатков мелкой плитки-мозаики для ванной
- Заключение
Размеры и формы отдельных модулей
Мозаичные детали выпускаются в различных формах и размерах от 1 до 10 см².
Наиболее часто в продаже встречаются модули в форме квадрата и прямоугольника, реже – шести- , восьмиугольника и круга
Для индивидуальной работы авторы часто сами изготавливают необходимые формы во избежание пустотных зазоров в композиционном полотне.
Пользуется спросом мозаика, закреплённая на основе из бумаги или сетки
Стандартный габарит такой матрицы 30×30 см². Она состоит из 225 модулей с размерами 2×2 см².
Цветовая палитра
Планируя цветовую гамму мозаики, следует учесть, в первую очередь, общий стиль помещения. Существует комплекс некоторых традиционных шаблонов, упрощающих выбор оттенков для любого декора.
Нейтральными или универсальными цветами являются все оттенки белого и бежевого.
Такие оттенки зрительно увеличивают пространство, что актуально для малогабаритных квартир, и благотворно влияют на эмоциональную сферу человека
Мозаичные орнаменты в холодных тонах весьма элегантны и часто используются дизайнерами для создания презентабельного интерьера.
Палитра в синих и голубых цветах часто используется для бассейнов и ванных комнат
По мнению психологов, такая гамма способствует снятию напряжения и релаксации. А в таких помещениях человеку особенно требуется покой и расслабление.
Для любителей ярких интерьеров подойдёт мозаичная плитка красочных оттенков.
На основном сдержанном и холодном фоне органично смотрится мозаичное пятно всех цветов радуги
Эта палитра отличается универсальностью для сочетания с любым базовым цветом.
Выигрышным стилистическим приёмом является применение градиента – плавной игры насыщенности оттенков.
Цветовые растяжки и тональные вариации позволят украсить практически любое помещение
Однотонная плитка в мозаичных наборах хороша для облицовки больших площадей, разноцветный вариант выбирают для создания кухонного фартука, панно на дне бассейна, украшения мини-фонтана.
С чего все началось
Наиболее ранними образцами использования мозаики в качестве декора являются образцы 4-го тысячелетия до нашей эры.
Жители Месопотамии украшали фасады своих жилищ клиньями, которые они делали из глины, а их цветные верхушки создавали эффект бисерного орнамента. Подобное внешнее декорирование стен и принято считать первыми образцами мозаики в интерьере, фото которых, к сожалению, увидеть невозможно.
В древних храмах Двуречья применяли майоликовую мозаику. В 3-ем тысячелетии до нашей эры появилась мозаика, на которой был изображен орнамент из разноцветных кружков.
А со временем декорирование зданий подобным орнаментом распространилось и по всему миру. Разные народы, усвоившие этот вид декоративно-прикладного искусства, привносили в его развитие что-то свое.
В период завоеваний Нового царства строили и декорировали мозаичными картинами дворцы, храмы и гробницы. В ходе военных действий такую необыкновенную красоту получили азиатские страны, Ливия и Намибия.
Настоящим шедевром является трон, найденный при раскопках гробницы Тутанхамона, рисунок на котором выложен из множества драгоценных камней.
Цивилизация Древнего Египта увеличила сферу применения мозаичных картин. Всевозможные узоры из полудрагоценных и драгоценных камней служили украшением костюмов фараонов, бытовых предметов и мебели. Затем камни дополнились особыми породами дерева и слоновой костью.
Материальных подтверждений того, что в доколумбовой Америке также присутствовала мозаика, сохранилось совсем немного, поскольку основная часть архитектурных памятников была разрушена и полностью уничтожена.
Популярные темы сообщений
-
Мертвое море
Однако Мертвое Море считается озером, которое находится промеж Израиля и Иорданией. Данный географический объект считается озером, так как не омывается ни одним из океанов.
-
Культурная жизнь в современной России
Распад государственных структур или спад политического режима не влияет на развитие культуры. Все действует как раз наоборот, она действует предшественником истории страны. Культура испытывает на себе новую экономическую и политическую ситуацию.
-
Шуберт
Франц Шуберт – композитор, который был представителем такого течения как романтизм в музыке. Этот стиль отличался от строгой спокойной классики взрывом эмоций и чувств. Музыка волновала и заставляла сопереживать.
Из чего сделана эта чудесная мозаика
Всё же XXI век по технологиям ушёл от античности и средних веков в дальние дали, но что-то осталось традиционным. Так какие бывают мозаики по материалу изготовления?
Стеклянная и смальтовая
Венецианское стекло по мозаичным запросам стоит на первом месте. Его внешние качества и физические характеристики превосходны.
Венецианское стекло очень красиво, обладает такими качествами, как долговечность, водостойкость, жаро- и морозостойкость, ударопрочность
У стекла сплошная структура, что исключает тлетворное влияние всяческих микроорганизмов и бактерий, эту мозаику спокойно используют для оформления бассейнов и фонтанов.
Цветовая палитра чрезвычайно богата оттенками, которые получаются благодаря бору, кадмию, селену, авантюрину, перламутру и другим составляющим.
Такой стеклянной мозаикой можно отделать что угодно
Смальта относится к разновидности стеклянной мозаики. В составе материала находятся соли калия и некоторые натуральные соединения, определяющие цвет изделия.
Чтобы получить смальту, прессуют крохотные частички окрашенного стекла, добавляя в процессе оксиды и спекая всё при 700-800ºC в течение 24 часов
Получившийся материал очень стоек к воздействиям физического и химического характера.
Вроде бы и материал непрозрачный, а изнутри разливается загадочный свет
Современный способ изготовления дарует мастерам около 10000 оттенков смальты, поэтому даже поверхность, выложенная в одном цвете, смотрится удивительно разной.
На ощупь смальта приятная, гладкая, а любая грязь с неё удаляется очень легко. Это та самая мозаика, которую можно выложить внутри и снаружи строения.
Керамическая и металлическая
Чипсы керамической мозаики сходны с четырёхугольной плиткой, отличаясь меньшим размером. Производители позаботились о богатстве цвета и декоративных эффектах, вроде глазурования или кракелюра, разводов или имитации неровностей.
Если стеклянная поверхность даже издали смотрится гладко, то керамическая более рельефна
По прочности керамика превосходит стекло, но неглазурованный материал очень пористый, что приводит к разным проблемам. Более дорогой вариант малопористый, называемый монопрессокоттура.
Керамикой облицовывают любые поверхности: бассейны, фасады домов, стены, ванные, кухни
Металлической мозаики в прежние времена не было, это новаторство появилось не так давно. Внешне это штампованные металлические колпачки с высотой в 4 мм. В качестве материала берут полумиллиметровый лист нержавеющей стали. Вспомогательным материалом в комплекте идёт запатентованная резиновая подложка, отвечающая за степень жёсткости.
Форма модулей, фактура и их цвет разнообразны
Внешне это могут быть полированные, матовые, поверхности с насечкой, со слоем латуни или бронзы.
Стоимость одного квадратного метра высока, примерно 250-350 долларов, но включить такое украшение как элемент выходит недорого и стильно.
Есть и другие металлические мозаики из золота и платины с ценой в 3300 евро за 1 м².
Из натурального и искусственного камня
И недорогой туф, и редчайшие мраморные породы: оникс, яшма — практически из любого камня производители могут сделать мозаику.
По цвету это что-то уникальное и неповторимое. Структуры буквально говорящие
Камень оставляют неполированным, полируют, состаривают, а сами чипсы могут быть любой формы. Снаружи используют элементы размером 50×50 мм², внутренняя облицовка включает в себя малые размеры чипсов.
Камень смотрится благородно и основательно
Как натуральный, так и агломерированный мрамор являются мягкими материалами, потому при уходе за ними исключают абразивы, жёсткие мочалки — они попросту испортят изделие, оставив на нём царапины. Также на такие панно нельзя проливать жидкости, содержащие кислоты, то есть вино, соки, уксус. Кварцевые агломераты не столь требовательны.
Прочие виды
Спасибо современным технологиям, позволившим делать комбинации из разной мозаики: комбинируют стекло, керамику, металлические вставки, натуральные камни.
Такие миксы очень оригинальны и уникальны. Ими облицовывают любые помещения
Из дерева тоже делают мозаичные элементы, в основе которых находится бамбук.
Это стильный и уютный вариант облицовки: прочный и качественный
Пиленные морские ракушки являют собой перламутр, превращающийся в чудесное мозаичное панно.
Это переливающаяся и сверкающая поверхность, от которой глаз не оторвать
Этот тип материала тоже можно комбинировать с другими.
Материалы для различных видов мозаики
Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.
Стекло и смальта
Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.
Благородная игра цвета стеклянной мозаики
Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:
- долговечностью;
- жаро- и морозоустойчивостью;
- ударопрочностью;
- водостойкостью;
- богатством колорита.
Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.
Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества
Керамика и металл
Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.
Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала
Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.
Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.
Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки
Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.
Натуральный и искусственный камень
Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.
Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода
Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.
Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.
Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера
Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.
Прочие материалы
Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.
При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью
С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.
Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.
Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки
Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.
Этапы создания
Современные мозаики в храме практически заменяют собой роспись стен. В главном петербургском православном храме – Исаакиевском Соборе – мозаика покрывает 592 кв. м. Художники смогли передать блеск холодного металла, перелив атласных одежд, тепло и мягкость человеческой кожи. Здесь задействовано более 12 тыс. цветов и оттенков.
В мае 2020 г. в Москве закончилось строительство Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации. Площадь мозаики в храме составляет 2644 кв. м. – по числу полных кавалеров Ордена Славы. Фотографии нового собора передают роскошь и многоцветие храмового мозаичного декора.
Художественная идея
Создание мозаики в храме – процесс непростой и кропотливый. Мастера-мозаичисты говорят, что работа по укладке занимает лишь 20 % времени, остальные 80 % – разработка эскиза и подготовка кусочков смальты.
Идея храмового мозаичного убранства с древних времен до наших дней несет в себе прославление красоты и благодати Божьего мира. Абстрактный замысел воплощается в конкретную композицию, изображение праздника или святого.
Для получения выразительной, живописной работы художник-монументалист принимает во внимание мельчайшие детали: сколы камня, рельеф поверхности, размер швов между кусочками
Технология изготовления
Смальта изготавливается в промышленных условиях. К кварцевому песку добавляют оксиды металлов для получения разнообразных цветов и текстур. Минеральные добавки обеспечивают:
- ударопрочность;
- устойчивость к атмосферным воздействиям;
- морозостойкость;
- яркость и насыщенность цвета.
Смесь запекается при температуре от 140 до 1400 град. Частицы сплавляются, становятся непрозрачными. Толща материала заполняется множеством крошечных пузырьков и начинает словно светиться изнутри.
В византийских храмах мозаика укладывалась прямым способом. Он используется и сейчас. На основу (стену) с перенесенным рисунком накладывается слой раствора, в него вдавливаются камни. Швы тонируются в конце работы, либо предварительно окрашивается раствор.
Сейчас мозаичная кладка часто производится в обратном порядке. Изображение выкладывается в зеркальном виде на твердую основу с наклеенным холстом или полимерной сеткой. Кусочки закрепляются водорастворимым клеем, это дает возможность подправить композицию.
Мозаика приклеивается на постоянное место. Швы заполняются песком, излишки выметаются. Готовое панно сохнет не менее недели, затем швы окончательно затираются.
Цветовая палитра и применение мозаики.
К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов (более 80) и неограниченное число комбинаций цветов.
Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым).
Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) — матрицы, набранные из разноцветных элементов, — являются основным продуктом, поступающим к потребителям.
В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы — сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе — никогда.
Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 x 30 см, состоящие из 225 плиток мозаики величиной 20 x 20 мм каждая.
Однотонные наборы используются в основном для облицовки больших поверхностей, например бассейнов, внутренних помещений спортивных сооружений, ванных комнат, фасадов зданий. Разноцветные наборы подходят и для бассейна, и для ванной комнаты, и для «фартука» кухни. Существует возможность покупать не только стандартные смеси по каталогу, но и моделировать и заказывать свои миксы, отличные от других
Также мозаика продается в виде растяжек (от итальянского sfumature) — это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.
Панно, выполненное в технике матричной сборки — это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.
Художественное панно — это высший класс, произведение мозаичного искусства, выполненное из колотой или разрезанной мозаики (стекла, смальты, камня) по индивидуальному заказу.
Область применения промышленных мозаики ограничивается только полетом вашей фантазии. В частном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике — словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы
Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов
Стеклянная мозаика
Самый распространенный материал для производства мозаики сегодня — венецианское стекло. Оно долговечно, водостойко, жаростойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Мало того, оно имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов. Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. Для этого в процессе производства в стекло добавляют самые разнообразные добавки: от бора, кадмия и селена до полудрагоценного минерала авантюрин и перламутра.
Самая распространенная форма наборных элементов (их называют также модулями, чипсами, тессерами) — квадратная. Чем они мельче, тем подробнее будет детализация изображения и точнее прорисовка.
Стеклянная мозаика имеет очень широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий.
Панно с историей ушедшей цивилизации в Тольятти
Юбилейная, 42
1 / 5
TripAdvisor.ru
2 / 5
Петиция о спасении панно «Радость труда» на Change.org
3 / 5
TripAdvisor.ru
4 / 5
TripAdvisor.ru
5 / 5
TripAdvisor.ru
Тольятти строился с нуля, и грандиозное панно «Радость труда» площадью 530 квадратных метров на стеле в центре города рассказывает историю ушедшей цивилизации, в эпоху которой строился комплекс ВАЗ. Мозаика конспективно пересказывает основные вехи советской истории — от Октябрьской революции до полета Гагарина в космос и возведения завода. Стелу делали четыре года — с 1977-го по 1981-й. Отдельные элементы доставляли с заводов Ростова, Лисичанска и из других городов, поэтому в народе дорогой памятник прозвали «золотым брусом». Отливали и собирали в Москве. Автором был Юрий Королев, в 1980–1992 годах директор Третьяковской галереи и действительный член Академии художеств. Сейчас мозаика осыпается, и с 2015 года идет борьба за ее реставрацию.
Красивые примеры в интерьере
Получив всю необходимую информацию о мозаичном покрытии, вы можете оценить достоинства и недостатки данной облицовки и при необходимости спроектировать и украсить помещение в соответствии с собственным вкусом и интересными дизайнерскими решениями, тем более что мозаика обладает бесконечными художественными возможностями. Существует бесчисленное количество вариантов оформления помещения при помощи мозаичной облицовки, однако давайте рассмотрим наиболее популярные архитектурные приемы на нескольких примерах.
Мозаика может быть очень насыщенной, красочной и замысловатой – для этого используются малые формы модулей, которые выкладываются в определенном порядке для формирования сложного затейливого орнамента, который может быть выполнен в ярких тонах. Такой прием может интересно смотреться не только на полу прихожей или на стенах в ванной комнате, но даже и в гостиной. Однако это решение подразумевает, что все остальные предметы интерьера должны быть сдержанными по своей стилистике и цвету.
Не только эксцентричные и самобытные восточные узоры могут найти отражение в домашнем интерьере, но и современное оформление может обращаться к мозаичной отделке в своих стилистических изысканиях
Например, можно декорировать камин, чтобы придать ему завершенный вид и акцентировать внимание на нем, как на месте притяжения домочадцев
Традиционно мозаика кладется и в ванной – казалось бы, что всем привычен этот вид отделки. Однако мало кто знает, что даже на фоне мозаики можно создавать полноценные портреты – примером может послужить мозаичное изображение античной статуи в ванной. Здесь на первое место выступает не столько вопрос вкуса – о нем не спорят, сколько техничность выполненного панно.
Нельзя не осветить и классические примеры использования облицовки – мозаичное оформление стен в кухне. Именно на них сделан акцент. Покрытие выполнено в глубоком темно-синем цвете. Оно очень элегантно смотрится в зоне кухни, в которой все остальные предметы выполнены в холодной сдержанной гамме.
История Средних веков
Учебник для 6 класса
§ 6.5. Мозаика, фреска, икона
От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоёмкую технику мозаики. Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты. Позже наряду с мозаиками использовались фрески — живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
В храмах помещались также иконы — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких деревянных досках. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Позже из этого обычая появился характерный для русских церквей иконостас.
Расцвет византийской иконописи относится к XII— XIV векам. Икона Владимирской Богоматери, один из знаменитейших шедевров той эпохи, тогда же была привезена из Византии на Русь. А позже, в XIV веке, на Руси творил величайший греческий художник Феофан Грек, принадлежавший уже не только византийскому, но и древнерусскому искусству.
Богоматерь Владимирская — шедевр византийской иконописи XII в.
Византийская культура оказала огромное влияние на всю средневековую Европу и многие страны Азии. Византийские мастера работали в разных странах, у них учились местные архитекторы и художники. Особенно велико было значение Византии для развития культуры славянских стран, Армении и Грузии.
Византийский историк VI века Прокопии Кесарийский о храме Святой Софии
Чем храм Святой Софии восхищал современников? Какие черты византийского искусства упомянуты в данном описании?
Почему в Византии наука была более развита, чем в Западной Европе?
Перечислите основные части византийского храма
Каково было их назначение?
Почему для Юстиниана было так важно строительство храма Святой Софии?
Докажите, что христианский храм являл собой образ мира. Какие виды искусства использовались для украшения храма?
Какое влияние оказало византийское искусство на искусство других стран? Вспомните из курса мировой художественной культуры и назовите древнерусские храмы, построенные по византийскому образцу.
Подумайте, о чём могут рассказать дошедшие до наших дней памятники византийской архитектуры, а также иконы, фрески, мозаики
Рассмотрите на фотографиях византийские храмы. Найдите и назовите основные части храма. Можно ли по этим изображениям выделить основные этапы в развитии византийской архитектуры?
По ресурсам Интернета найдите изображения византийской мозаики, фресок и икон. Дайте свои пояснения.
Мозаика по мотивам Брэдбери в Петербурге
Тихорецкий проспект, 4
2gis.ru / Foursquare / Fair use
Редкий случай, когда мозаика появляется в эпоху перестройки, в 1987 году, и уж совсем неожиданно, что в творчестве автора явно просматриваются мотивы произведений Рэя Брэдбери. Художнику Владимиру Лащинину поручили придумать панно для одного из корпусов Института цитологии РАН. В композиционном смысле мозаика безупречна: здесь и рыбы, и ласточки, и ракушки, и разрываемая клетка, обрамленная растительными мотивами. Мозаика находится в хорошем состоянии, и в последние годы на нее никто не покушался.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Язык дня
НорвежскийКлип дня
Орен Лави и визуализация сна Моностих дня
Иван Ахметьев
Архив
Какой была мозаика раньше
От шумерской цивилизации нам осталось материальное подтверждение высокого мастерства мозаичных украшений с использованием ракушек, слоновой кости и других материалов. Самыми распространенными сюжетами мозаичных изображений были:
- тема мифологии;
- военная тема.
Очень интересно выглядит мозаика, выполненная в филигранной технике, из захоронения в Уре. Это украшенная мозаичными изображениями животных арфа.
Нельзя не упомянуть о майолике — орнаменте, выложенном из фрагментированной керамики. Покрытые глазурью или с выдавленным узором, керамические элементы с успехом применяли в процессе декорирования архитектурных сооружений в средневековой Испании и Португалии.
Поливные кирпичи или майолика служили средством украшения куполов и стен невероятной красоты зданий Самарканда, Хорезма, Бухары и прочих азиатских городов. А так как Коран не разрешает изображать животных и людей, сюжетами мозаичных композиций были сложные арабески.
История происхождения: как развивалось искусство мозаики
Вряд ли найдётся тот, кто стопроцентно пояснит происхождение слова, но то, что оно связывается с красотой укладки на поверхностях очевидно.
Самые древние мозаичные панно была найдены в культурных слоях, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры
В храмах Двуречья были обнаружены замысловатые орнаменты, основой которых были глиняные кружочки.
Известная историкам мозаичная картина называется «штандартом из Ура».
Эту картину о войне и мире выложили древние мастера. В работе они применяли раковины, красный известняк, перламутр и ляпис-лазурь
Античные времена можно даже охарактеризовать, как мозаичные, настолько велико разошлось это искусства по древним городам. Почему? Во-первых, красиво и прочно, а во-вторых, эта работа была совсем недорогой, в сравнении с обработкой монолитов.
Древние мастера быстро поняли свою выгоду: мозаика собиралась быстро, а её обработка не была сложной. Результат всегда поражал красотой, что оценивалось владельцами строения.
Первым материалом послужила необработанная речная и морская галька, которую укладывали в технике «opus barbaricum». В целом, изображение было неярким, не особенно выразительным, угадывались фигуры животных, человеческие образы.
Распространение получили мифологические сюжеты
С течением времени осваивали всё более тонкую шлифовку камня, научились его тессировать
Техника изменилась, «opus tesselatum» получалась в результате набора фрагментов. Исходным элементом был камешек формы куба, tessera.
Камни отходили в прошлое, рисунки совершенствовались, швы становились всё тоньше и тоньше, поверхность стала шлифоваться. Всё это происходило в эпоху эллинизма, когда своё активное развитие начали технологии выделки стекла. Стали использовать цветную смальту, что сделало выложенные рисунки очень реалистичными. Техника той укладки называлась «opus vermiculatum».
Набор в новой технике оставался прежним, а вот сами мозаичные элементы уменьшились, палитра обогатилась. Мозаика стала дорогим удовольствием, что объясняет среднестатистический размер полотна в 1-2 м².
В III же веке до нашей эры родилась техника «opus sectile», являющаяся прямым предком флорентийской мозаики.
Изделия выполнялись из смальты, тематика была широкой, от жанровых древнеримских до библейских сюжетов
Византийские мастера стали использовать золотую смальту. Набор позволял сделать уникальное изображение с эффектом движения и дыхания.
История Средних веков
§ 6.5. Мозаика, фреска, икона
От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоёмкую технику мозаики. Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты. Позже наряду с мозаиками использовались фрески — живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
В храмах помещались также иконы — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких деревянных досках. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Позже из этого обычая появился характерный для русских церквей иконостас.
Расцвет византийской иконописи относится к XII— XIV векам. Икона Владимирской Богоматери, один из знаменитейших шедевров той эпохи, тогда же была привезена из Византии на Русь. А позже, в XIV веке, на Руси творил величайший греческий художник Феофан Грек, принадлежавший уже не только византийскому, но и древнерусскому искусству.
Богоматерь Владимирская — шедевр византийской иконописи XII в.
Византийская культура оказала огромное влияние на всю средневековую Европу и многие страны Азии. Византийские мастера работали в разных странах, у них учились местные архитекторы и художники. Особенно велико было значение Византии для развития культуры славянских стран, Армении и Грузии.
Византийский историк VI века Прокопии Кесарийский о храме Святой Софии
Чем храм Святой Софии восхищал современников? Какие черты византийского искусства упомянуты в данном описании?
Почему в Византии наука была более развита, чем в Западной Европе?
Перечислите основные части византийского храма
Каково было их назначение?
Почему для Юстиниана было так важно строительство храма Святой Софии?
Докажите, что христианский храм являл собой образ мира. Какие виды искусства использовались для украшения храма?
Какое влияние оказало византийское искусство на искусство других стран? Вспомните из курса мировой художественной культуры и назовите древнерусские храмы, построенные по византийскому образцу.
Подумайте, о чём могут рассказать дошедшие до наших дней памятники византийской архитектуры, а также иконы, фрески, мозаики
Рассмотрите на фотографиях византийские храмы. Найдите и назовите основные части храма. Можно ли по этим изображениям выделить основные этапы в развитии византийской архитектуры?
По ресурсам Интернета найдите изображения византийской мозаики, фресок и икон. Дайте свои пояснения.
Ода достоинствам и разбор недостатков мелкой плитки-мозаики для ванной
У мозаичной плитки масса достоинств. Если говорить о преимуществах такого выбора, то, в первую очередь, следует назвать роскошный и презентабельный облик помещения, облицованного таким материалом.
Появляется некий шик в дизайнеФОТО: remoo.ru
Любое, даже самое нестандартное помещение прекрасно декорируется уникальными композициями. Этот материал легко сочетается с другими отделочными покрытиями.
Так как в изготовлении мозаики используют только природные компоненты, можно смело говорить об экологической безопасности продукции, обладающей прочностью, химической инертностью и устойчивости к влаге и перепадам температур.
Цветовые вариации весьма обширныФОТО: dafix.ru
Плитку укладывают на любые основания, а уж ассортимент изделий столь велик, что его нереально перечислить: выбор текстур, расцветки поражает всякое воображение.
Исключить из обзора недостатки нельзя: высокая стоимость отнюдь не входит в перечень достоинств материала, да и монтаж такой продукции не самый лёгкий.
Статья по теме:
Заключение
Мозаика, по сравнению с кафелем или стеновыми панелями, всегда выигрышно смотрится в интерьере. Её применение говорит не только о благосостоянии владельцев, но и подчёркивает их эстетические предпочтения и хороший вкус.
Надеемся, что вам понравился наш обзор. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш журнал. Мы обязательно порадуем вас новой полезной информацией для ремонта.
В заключение, предлагаем посмотреть разные варианты использования мозаики в интерьере:
Watch this video on YouTube
Watch this video on YouTube
Предыдущая Отделка стенМеханизированная штукатурка стен: сокращаем время на ремонтные работы
Следующая Отделка стенКак отбелить швы между плитками – самые эффективные способы